Булгаков А.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕ
Библиографическое описание: Булгаков А.А. Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности детей и молодежи в современном российской обществе // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране, характеризующейся трансформацией сложившейся системы воспитания, как в образовательных учреждениях, так и в других социальных институтах, пересмотром образовательных стандартов, учитывающих интересы семьи, общества и государства, изменением контингента учащихся в школах в сторону их поликультурного состава.
В ходе послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации В. В. Путин подчеркнул: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Центральной задачей, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. Однако без взаимодействия и сотрудничества с другими институтами социализации личности эффективное воспитание гражданина и патриота, раскрытие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентом мире не могут быть реализованы в полном объеме.
Согласно новым Федеральным государственным стандартам гражданско-патриоти-ческое воспитание, включающее, в том числе, воспитание гражданской идентичности, нацелено на обеспечение:
- единства образовательного пространства Российской Федерации;
- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации,
- реализацию права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке,
- овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогический лексикон. Широко заговорили о нем в связи с обсуждением и принятием федеральных государственных образовательных стандартов, в числе главных приоритетов, поставивших перед школой задачу формирования основ гражданской идентичности обучающихся. Понятие «идентичность» пришло в педагогику из психологии развития личности.
Идентичность – это свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к той или иной группе или общности.
Основоположником теории идентичности, является Эрик Эриксон (1902 – 1994) – американский специалист по социальной психологии и психологии развития, который был основателем эго-психологии. Также он ввёл понятие «кризиса идентичности», которое стало довольно важным в современной культуре.
Гражданская идентичность – одна из составляющих социальной идентичности личности. Наряду с гражданской идентичностью, в процессе становления личности формируются другие виды социальной идентичности – половая, возрастная, этническая, религиозная, профессиональная, политическая и т.д. Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.
Гражданская идентичность осмысливается как осознание принадлежности человека к общности граждан того или иного государства, имеющей для него значимый смысл (в этом ключе гражданская идентичность понимается, в частности, разработчиками ФГОС).
Структура гражданской идентичности включает четыре основных элемента:
- когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности;
- ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности;
- эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых;
- поведенческий – участие в общественно-политической жизни страны; реализация гражданской позиции в деятельности и поведении.
Необходимым условием формирования гражданской идентичности и самосознания личности является историческая память. Изучение истории обеспечивает формирование чувства патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников. Историческое воспитание – изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве.
Основы нравственности личности закладываются в семье, поскольку именно она является своеобразной первичной средой, приобщающей ребенка к опыту того или иного общества; образовательных учреждениях и общественных организациях, таких как: детские общественные организации, молодежные организации, творческие группы учреждений культуры, образования, и д.р. Именно благодаря им у юного гражданина формируется представление о Родине, о родной культуре, а также о формах поведения, необходимых для успешного функционирования человека в обществе.
В последние годы одним из важнейших аспектов изучения формирования гражданской идентичности современных подростков и молодежи, является анализ границ и возможностей гармоничного сочетания процессов социализации и индивидуализации.
Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Ключевым условием, определяющим особенности гражданской идентичности, являются личностный смысл и ценностный компонент.
Осуществление задачи формирования гражданской идентичности приведет к следующим личностным и социальным эффектам:
- осознанию учащимися себя гражданами России;
- укреплению российской государственности;
- росту конкурентоспособности российского общества;
- уменьшению риска распада нашей страны на отдельные территории по этническим, конфессиональным и/или региональным параметрам.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Школа станет мертвенной, а труд её безрадостным, если она будет передавать некую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству!»
Список литературы:
1. Белозерова, Л. С. Теоретические подходы к обоснованию проблем гражданского воспитания в современных условиях // Теория и практика обучения и воспитания в образовательных учреждениях. - Кострома, 2005.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 32 с.
3. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь, 1997. -351 с.