Круглова Д.С. СБОРНИК ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Круглова Дарья Сергеевна учитель адаптивной физической культуры, МОУ Низинская школа, Ленинградская область, Ломоносовский район, д. Низино
Библиографическое описание: Круглова Д.С. Сборник подвижных игр для развития мелкой моторики для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.
Введение
Игра – это всегда интерес, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра – это способ познания окружающего мира. В игре мы не только развлекаемся, но становимся здоровее.
Подвижные игры являются незаменимым средством развития движений детей. Воспитательная, образовательная и развивающая ценность подвижных игр зависит от целесообразного подбора и правильного руководства ими, а также от умелого проведения. Подвижные игры играют неоценимую роль в развитии мелкой моторики, быстроты реакции; они способствуют развитию координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализатора.
Цель педагогического проекта: способствовать созданию условия для повышения уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры.
Задачи педагогического проекта:
Образовательные: Способствовать созданию условий для развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством использования подвижных игр.
Развивающая:
Способствовать развитию физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Воспитательная: Способствовать созданию атмосферы эмоционального благополучия и успешности, расширению кругозора ребёнка.
Основные характеристики педагогического проекта:
Дети младшего школьного с задержкой психического развития – это дети с интеллектуальной недостаточностью, которая характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, нарушение речевого аппарата и многое другое. Любое нарушение подлежит коррекции, для нормальной и комфортной жизнидеятельности человека. Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста (6-9 лет) с задержкой психического развития.
Длительность реализации педагогического проекта: учебный год
Основные формы работы при реализации педагогического проекта: урочная форма, внеурочная форма, сюжетно-ролевые игры, индивидуальная работа с детьми.
Средства реализации педагогического проекта: специально-организованные обучение, организация сдоровосберегающей и развивающей среды, совместная деятельность педагога с детьми.
Планируемые результаты реализации педагогического проекта:Дети научатся управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни. Развивают важнейшие психомоторные процессы: память, восприятие окружающего мира, мышление, логика, внимание, ловкость и речь. Поспособствует повышению уровень развития мелкой моторики для улучшения качества жизни. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка. Развивается эмоциональная сфера каждого ребенка.
Подвижные игры на уроках адаптивной физической культуры применяют строго целенаправленно с учетом его содержания, в тесной зависимости с изучаемым на уроках учебным материалом. Важно подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности. Функциональные особенности организма, дисциплинированность класса, а также условия, в которых урок проводится.
В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять значение для укрепления здоровья, для овладения учебным материалом по адаптивной физической культуре.
Подвижные игры должны эффективно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся, с учетом возраста, а также формированию правильной осанки.
Особое значение приобретает наличие достаточно четких правил, исключающих произвольное толкование обязанностей и действий играющих.
Задачи: способствовать развитию ориентировки в пространстве, коллективизма, взаимовыручки, доброты по отношению к другим; способствовать развитию мелкой моторики.
Ход игры:
По считалочки выбрать ведущего, который начинает игру в другом конце спортивного зала. После сигнала к началу игры, одному убегающему игроку даётся мяч, который обозначает то, что если его поймают, то он «в домике» и пятнание не засчитывается. Мяч в ходе игры должен побывать у каждого убегающего. Игра заканчивается тогда, когда пойманы все обучающиеся.
Методические указания: детям в начале игры стоит сказать о том, что мяч, который защищает их от запитывания, должен находиться у них не больше 10 секунд. Мяч передается из руки в руку, а не броском или каким-либо другим методом. В ходе игры, по мнению учителя, может смениться водящий, чтобы избежать переутомления. Перед игрой сказать о технике безопасности.
Задачи: способствовать воспитанию дружелюбности, коммуникативных качеств; способствовать развитию быстроты реакции и мелкой моторики.
Ход игры:
Дети встают в круг на вытянутые руки друг от друга. Перед игрой разделиться на пары и в кругу встать рядом. Кто ошибается, выходит из круга Игра выполняется, сопровождая действиями:
Мы идём по кругу (Дети идут по кругу, схватившись руками, друг с другом)
Найдём себе мы друга (повернуться к своему напарнику и хлопнуть в ладоши, затем повернуться обратно)
Найдём себе мы друга (продолжить движение по кругу)
Найдём себе дружка (Повернуться к противоположному однокласснику и выполнить хлопок ладонями)
Методические указания: повторить несколько раз с изменением направления движения, изменением пар в кругу, можно поставить обучающихся в кругу мальчик – девочка, девочка- девочка – мальчик – мальчик и т.д. С каждым разом можно увеличивать скорость выполнения действий. Если не хватает учеников до чётного количества, то стоит встать в круг учителю. Игра продолжается до тех пор, пока не останется 3 ученика (соответственно 1,2,3 места). Дети проговаривают слова самостоятельно.
«Кто быстрее»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, памяти и внимания, скорость реакции; формировать умение действовать в соответствии с правилами.
Инвентарь: сухой бассейн, фигурки животных, музыкальный центр.
Ход игры
Дети встают вокруг сухого бассейна и под музыку начинают ходить вокруг него. В момент, когда музыка останавливается, дети опускают руку в сухой бассейн и ищут фигурки животных, как можно больше за время перерыва между музыкой. Кто больше соберет фигурок, тот и победил.
Методические указания: напомнить о технике безопасности. Во время подсчёта фигурок можно так же детей спрашивать «Кто это? Где живёт? и т.д.». Для увеличения интереса можно менять время поиска игрушек и хождения вокруг бассейна.
Задачи: способствовать обогащению двигательного опыта детей, способствовать развитию мелкой моторики. Развивать чувство ритма и интонационную выразительность речи
Ход игры
Дети построены в 2 (3) шеренги во всю длину спортивного зала. Педагог читает стихотворение и показывает движения, которые дети должны повторить.
Чтоб расти и закаляться
Дети маршируют на месте, энергично двигая руками (как при ходьбе)
Не по дням, а по часам,
Физкультурой заниматься,
Выполнять приседания с опусканием и поднимаем рук, сжимание и разжимание кистей
Заниматься надо нам.
И мы уже сегодня
Прыжок ноги врозь, руки в стороны
Сильнее, чем вчера.
Прыжок ноги вместе, руки вверх
Физкульт-ура!
Прыжки на месте, хлопки над головой
Физкульт-ура
Физкульт-ура
Нам пилюли и микстуру
Ноги вместе, руки вперёд, сжимание и разжимание кистей
И в мороз, и в холода
Заменяют физкультура
Ноги вместе руки в стороны, сжимание и разжимание кистей
И холодная вода.
И мы уже сегодня
Ноги вместе, выполнить «пружинку», руки на пояс
Сильнее, чем вчера.
Физкульт-ура
Прыжки на месте, хлопки над головой
Физкульт-ура
Физкульт-ура
Не боимся мы простуды,
Ноги вместе, руки в стороны, сгибание и разгибание предплечий к плечам
Нам ангины нипочём,
Мы коньки и лыжи любим
Ходьба на месте, руки сложены у груди, имитация движений рук при езде на лыжах
Дружим с шайбой и мячом.
И мы уже сегодня
Ноги вместе, выполнить «пружинку», руки на пояс
Сильнее, чем вчера
Физкульт-ура
Прыжки на месте, хлопки над головой
Физкульт-ура
Физкульт-ура
(Слова – З. Петрова)
Методические указания: напомнить о технике безопасности, все движения выполняются чётко под слова, добиваться от детей точности выполнения. Со временем стоит увеличивать скорость выполнения упражнений. После того как дети выучат слова, выполнять без помощи учителя.
«Разноцветные клубочки»
Задачи: совершенствовать умение бегать «змейкой» между предметами; способствовать развитию быстроты, ловкости, мелкой моторики.
Инвентарь: клубки разных цветов диаметром 6-8 см – по количеству детей, кегли 8 штук, вёдра 2 шт.
Ход игры
Дети делятся на 2 команды и строятся в две колонны в одной части зала. Расстояние между колоннами 2,5 метра. На линии старта лежат распутанные клубки по количеству учеников, на полосе расставлены кегли на расстоянии 1,5 метра, на другой стороне зала стоят вёдра. По сигналу учителя дети на скорость должны накрутить нитку на клубок, двигаясь «змейкой», после положить клубок в ведро и бежать обратно, передав право бежать следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее заканчивает сматывать клубки.
Методические указания: следить за тем, чтобы дети не выбегали раньше, чем им передадут право на это. Напомнить о технике безопасности и внимательно следить за её выполнением. Важно чтобы все действия выполнялись аккуратно и чётко.
Задачи: способствовать формированию умения действовать в соответствии с правилами, способствовать развитию мелкой моторики, ловкости, скоростно-силовых качеств.
Разделить на две команды. Обручи раскладываются от линии старта до корзины, которая находится на другой стороне зала, справа / слева лежит куча рыбы. У каждого первостоящего обучающегося в руках находится по ведру. Задача обучающегося, запрыгнув в первый обруч, взять рыбку и запрыгивая в каждый обруч и держа ведро в руках, пропрыгать до корзины и выложить рыбу, а затем добежать обратно и передать ведро следующему обучающемуся, после чего он начинает бежать. Какая команда быстрее перенесёт всю рыбу, те и победили.
Методические указания: Рыбу можно раскидать по всей дорожке. Обязательно передвигаться прыжками, так же важно не уронить рыбу, рыбу которую выронили, имеет право поднять только следующий ученик, а тот ученик, который выронил, должен прыжками вернуться назад и взять другую рыба и повторить ещё раз.
Задачи: способствовать развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, способствовать формированию навыка работы в команде.
Инвентарь: повязка
Ход игры
Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. С помощью считалки выбирается один водящий, который выходит в круг и ему завязывают глаза, все остальные обучающиеся меняются местами. На одного водящего отводится по 3-5 минут, чтобы отгадать как можно больше человек, затем меняется водящий. Дети которых отгадали, садятся на скамейку. Кто отгадает как можно больше одноклассников, тот выигрывает.
Методические указания: напомнить детям о технике безопасности, обозначить места, по которым можно угадывать одноклассников (голова, руки, ноги). Следить за тем, чтобы выполнялись все правила игры, чтобы избежать конфликтов.
Задачи: развивать тактильные ощущения, способствовать развитию логического мышления и воображения развивать мелкую моторику.
Инвентарь: стулья, повязки на глаза, разные мячи малого диаметра (массажные мячи, резиновые мячи, мячи с песком), кубики, маленькие игрушки, мешок.
Ход игры
Игра рассчитана на занятие в малой группе детей 3-5 человек. Дети сидят в шеренге с закрытыми глазами (чтобы дети не подсматривали завязать глаза) каждому ребенку подносится мешок наполненный разными предметами, ребенок достает предмет на свое усмотрение. Обучающийся должен описать предмет, находящийся у него в руке: текстуру, материал, форму и т.д. Кто из обучающихся больше предметов угадает тот и победил.
Методические указания: Проговорить технику безопасности; Предметы не должны быть очень маленькими; Все предметы должны быть такими, которые дети знают; Ребенок должен как можно больше описать предмет находящийся у него в руках.
Разделить детей на 2 команды. Построить в две колонны, напротив каждой команды поставить стул (и в конце команды должен стоять стул). Задача учащихся подбежать к стулу взять ложу зачерпнуть крупу из контейнера и отнести на ложке не просыпав ее в другой контейнер, который стоит в конце команды, высыпать крупу в него и передать ложку через правую руку следующему учащемуся (и по цепочке передать ее к следующему бегущему). Побеждает та команда, которая справилась быстрее и просыпала меньше всех.
Методические указания: Проговорить технику безопасности; Рассказать с какой стороны оббегать команду, и с какой стороны передавать ложку; Следует сделать пробный раз, чтобы дети попробовали и поняли как и в каком темпе лучше выполнять; Можно ввести штрафы за то, что просыпал крупу.
Разделить детей на 2 команды. Построить в две колонны, напротив каждой команды поставить стул. На стуле лежит стопка бумаги. Задача детей по сигналу учителя подбежать к стулу и одной рукой правой/левой не прибегая к помощи второй руки (во второй руке палочка), скомкать бумагу и бросить в рядом стоящее ведерко. Вернуться обратно и передать палочку следующему. Та команда, которая справиться быстрее соперника побеждает.
Методические указания: Четко и громко обозначить, что выполнять скатывания шарика нужно одной рукой; Обязательно в свободную руку, которая не должна быть задействована при скомкивании, выдать палочки; Обязательно рассказать и показать правильную передачу палочки.
Задачи: развивать мелкую моторику, способствовать развитию скоростно-силовых качеств мышц кистей.
Инвентарь: палочки 20-30 см с прикрепленными к ним ленточками 5-10 м.
Ход игры
Разделить детей на 2 команды. Каждому игроку раздать палочки с размотанными ленточками. По команде учителя начать заматывать ленточки на палочки. Та команда, которая справится, быстрее поднимает палочки вверх, что означает окончание заматывания. Та команда, которая первая подняла, все палочки побеждает.
Методические указания: Наматывать ленточку держа палочку с двух концов, ленточку руками не трогать; Можно ввести штрафные баллы для тех кто нарушает правила; Обязательно должно быть одинаковое количество игроков; Можно не делить на команды, а сделать игру в индивидуальном порядке, где каждый ученик сможет победить.
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, развивать тонкие движения пальцев рук.
Инвентарь: Бутылки с песком, стол.
Ход игры
Разделить детей на 2 и более команд. Перед каждой командой стоит стол с разными бутылками. Задача каждого игрока подбежать к столу и открутить все крышки с бутылок и закрутить обратно, после чего подбежать к следующему человеку из команды передать эстафету (например: хлопком) и вернуться в конец строя. Побеждает та команда, участники которой справятся быстрее всех.
Методические указания: Бутылки должны быть с разными горлышками; Обязательно рассказать технику безопасности; Проговорить с какой стороны возвращаться в колонну и как передавать эстафету.
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики, способствовать развитию тонких движений пальцев рук, способствовать развитию усидчивости.
Инвентарь: тарелочки, разные виды макарон в контейнере, стол.
Ход игры
Детей разделить на две и более команд. Выстроить в колонны. Перед ними на расстоянии около 1-2 м поставить столы, на которых будут стоять тарелки и контейнер с макаронами. Задача детей подбежать к столу и по одной разной макаронине разложить по тарелочкам и вернуться обратно в конец колонны. Сортировать макароны пока они не кончатся в контейнере, побеждает та команда, которая справиться быстрее.
Методические указания: Должно быть, одинаковое количество игроков в каждой команде; Должно быть одинаковое количество макарон у каждой команды; Проговорить обязательно технику безопасности; Проговорить и показать, как и с какой стороны возвращаться в колонну.
«Бусинка»
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, способствовать развитию усидчивости и выносливости.
Инвентарь: стаканы, бусины 5-10 мм в диаметре, ложки, стол.
Ход игры
Разделить детей на 2 и более команд. Перед каждой командой стоят столы, на которых есть два стакана и ложка, в одном стакане бусины, второй пустой. Задача учащихся добежать до столов и взяв ложку в правую/левую руку, зачерпнуть одну бусину и не уронив переложить в пустой стакан, после добежать до своей команды, передать эстафету и вернуться в конец колонны. Та команда, которая справиться быстрее объявляется победителем.
Методические указания: Рассказать технику безопасности; В стакан должно быть одинаковое количество бусин; Рассказать и показать, как правильно передавать эстафету.
Задача: Способствовать развитию мелкой моторики, способствовать формированию умения действовать в соответствие с правилами.
Инвентарь: три нитки, прикрепленные к шведской стенке.
Ход игры
Каждого ученика поставить к шведской стенке лицом, на шведской стенке прикреплены три нити (ленты). Задача каждого ученика по сигналу учителя начать заплетать косу из трех нитей, кто справится с заданием быстрее всех, является победителем.
Методические указания: Показать и рассказать, как плетется косичка; Сделать пробный раз, без учета скорости и времени; Длинна нитей, должна быть у всех одинаковая; Перед тем как проводить данную игру нужно убедиться, что все дети умеют выполнять плетение кос.
«Прищепка»
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, Способствовать развитию социальных навыков.
Инвентарь: прищепки, веревка, кусочки ткани (можно использовать носки, носовые платочки и т.д.), ведра.
Ход игры
Разделить детей на две и более команд. На расстоянии около 2-3 м от детей, натянута веревка, напротив каждой команды стоит ведро с прищепками и ведро с тряпочками. Задача каждого ученика подбежать взять тряпочку и прищепку и прищепить ткань к веревке, после вернуться обратно, передать эстафету и встать в конец колонны. Побеждает та команда, которая справиться быстрее всех.
Методические указания: Показать правильное выполнение; Рассказать как правильно и с какой стороны возвращаться обратно в колонну; Показать как передать эстафету; Можно ввести штрафы за нарушение правил или техники безопасности.
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, быстроты реакции, развивать координационные способности.
Инвентарь: веревка 5-10 м
Ход игры
Поставить обучающихся в круг. Одного ребенка поставить в центр круга и дать ему моток с ниткой. По команде учителя (учитель включает таймер, а ребенок начинает игру). Задача учащегося как можно быстрее соединить все учеников одной ниткой (нитку можно зацеплять за лычку на штанах, за бантик на шнурке и т.д.). И так каждый ученик по очереди, побеждает тот, кто затратит наименьшее количество времени.
Методические указания: Рассказать технику безопасности; Объяснить за что можно зацеплять нитку, а за что нельзя; Желательно не говорить учащимся их время прохождения.
Инвентарь: веревка, прикрепленная к шведской стенке.
Ход игры
Разделить детей на команды. Поставить колонны напротив шведской стенке с прикрепленными веревками.
Задача каждого ученика добежать до шведской стенки и завязать два узла на веревке и вернуться в конец своей колонны, передав эстафету следующему. Побеждает та команда, которая справится быстрее соперника.
Методические указания: Рассказать и показать, как правильно передавать эстафету, и с какой стороны возвращаться в колонну; показать, как завязывать узлы; Проговорить технику безопасности.
Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики, творческого мышления и воображения, способствовать формированию умения действовать в команде.
Инвентарь: ватманы и карандаши (фломастеры), столы.
Ход игры
Разделить обучающихся на две команды. Напротив каждой команды стоит стол с ватманом и набором карандашей. Задача обучающегося подбежать к столу нарисовать один элемент пейзажа и убежать обратно, передав эстафету следующему. Бегать до тех пор, пока, по мнению обучающихся не будет полной картины. Побеждает та команда, которая справиться быстрее противника.
Методические указания: Рассказать что такое пейзаж; Рассказать технику безопасности; Рассказать и показать, как правильно передавать эстафету и с какой стороны возвращаться в колонну; Дети разных команд не должны переговариваться между собой.