Публикации
2023-09-22 08:43 2021 (№ 17-31)

Коновалова Т.В. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Библиографическое описание:
Коновалова Т.В. Технологии формирования социальной активности школьников и их применение в работе классного руководителя // Современная начальная школа. 2021. № 19. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/19.pdf.

Социальная активность младших школьников, это целенаправленная деятельность, связанная с преобразованием общественной среды и формированием социальных качеств личности. Глубина и полнота связей с социумом. Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.

Социальная активность проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества: трудовой, общественно-политической, познавательно-творческой, двигательной, умственной, эстетической, этической.

Познавательно-творческая активность характеризуется повышением общеобразовательного уровня, развитием ищущего, любопытного, экспериментирующего человека, опирающегося на творческое начало. Постоянный поиск новых задач и решений в изобретательности. Благодаря такой активности повышается не только успешность отдельного учащегося, но и всего коллектива.

Двигательная– подвижность в процессе познания действительности.

Умственная – оптимальность усвоения доступного школьникам социального, эмоционального, логического, нравственного, трудового, художественного опыта.

Эстетическая – самостоятельное творчество, выразительные образы.

Этическая– бережное отношение ко всему, что сделано природой и человеком.

Период обучения в начальной школе является наиболее благоприятным для развития активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во взрослых видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнить разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют развитию у них социальной активности.

Современная школа выдвигает ученику определённые требования к критериям и показателям социальной активности: стремление к оказанию помощи сверстникам и взрослым, проявление заботы о делах коллектива, членах семьи, окружающих животных; предметно-операционные знания, умения и навыки: учебно-познавательные, организационно-трудовые, коммуникативные, хозяйственно-бытовые; активная позиция в системесубъект-объектных отношений; умение планировать предстоящую деятельность и действовать в соответствии с планом (исполнительность), проявление настойчивости, инициативности в выполнении намеченного; проявление самостоятельности и ответственности. Сформированность понятий и представлений о необходимости проявления социальной активности: ценностные ориентации, система отношений к себе и людям.

Требования, отражённые в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, и предъявляемые новой социальной действительностью, вызывают у обучающихся этого возраста стремление им ответить, что приводит к быстрому развитию различных качеств у младших школьников, необходимых для успешного выполнения новых учебных обязанностей.

Социальная активность младшего школьника в школе проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для школьника, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.

Главная цель развития социальной активности – формирование гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

Помогают в формировании социальной активности различные формы работы.

Групповые – младшие школьникам сложно публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе они занимают активную позицию. Они чувствуют себя увереннее и комфортнее.

Коллективные – развивают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность. Осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Осваивают опыт лидерства и подчинения.

Ученическое самоуправление – открывает возможности проявить личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя ответственность. Необходима поддержка учителя в распределении поручений с учётом интересов обучающихся.

Педагогическое сообщество – педагогам необходимо учитывать возрастные особенности: эмоциональную восприимчивость и отзывчивость, глубокую впечатлительность, желание быть лучше, детскую непосредственность, внушаемость и подражаемость, активный интерес ко всему новому.

Основными методами являются игра и проблемное обучение.

Игры, направленные на развитие социальной активности:

- содержащие труд взрослых;

- с патриотическим содержанием;

- подвижны игры;

- сюжетно-ролевые игры.

В игре накапливается опыт и зарождается культура межличностных отношений. Играя, школьники учатся жить, равняясь на других, стремясь следовать социальным нормам, привыкают соблюдать правила, навык справедливо судить своих ровесников. Через игру ощущают себя взрослыми, учатся ориентироваться в сложных ситуациях, с которыми в обычной жизни ещё не встречались.

Проблемное обучение развивает активную личность, учит высказывать своё мнение, доказывать свои догадки. Средствами может служить - проектная и внеурочная деятельность, конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, кружковая работа.

Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат носит практический характер, интересен и значим для самого ученика.

Участие в олимпиадах помогает обогащать творческий мир, сравнивать свой уровень с другими.

Так же правлениями развития социальной активности являются: волонтёрство, взаимодействие семьи и школы. Участвуя в волонтёрской деятельности учащиеся проявляют себя в новом деле, раскрывают новые возможности. Взаимодействие школы и семьи - создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей. Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно, условием положительного взаимодействия должны стать доверительные отношения между педагогами и родителями. У родителей должен появиться интерес, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Социально активный школьник, это инициативный и ответственный ученик.

В своей работе мы используем, как социальные, так и учебные проекты. С каждым годом деятельность усложняется. Это позволяет школьникам получить результат своей творческой работы, когда в процессе презентации конечного продукта происходит самоутверждение, повышение самооценки, развиваются навыки публичного представления, приходит понимание, что результат работы носит практический характер и оценён не только учителем, но и общественностью, т.е. является социально-значимым продуктом.

Шефствуем над воспитанниками детского сада, где проводим спортивные состязания. Для престарелых людей организуем акции и праздники. А ученическое самоуправление просматривается в дежурстве, помощи в учёбе, взаимопроверке, гимназических праздниках.

Чем чаще дети будут работать в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств, а это залог успешного развития социально активных граждан.

Список использованных источников

1. Андромонова И. М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики. Казань. 1999. 187 с.

2. Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «социальная активность» в психологии и педагогике. 2007.

3. Богачев А.А. Волонтерство как форма социальной активности. Социальная активность молодежи как условие развития современного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. С. 63.

4. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. М.: 2006. 234 с.

5. Игнатенко Ж.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2010. №3.