Урок русского языка во 2 классе по теме «Правописание слов с разделительными Ъ, Ь знаками»
УМК «2100»
Цель: Закрепление навыков правописания слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- научить сопоставлять и писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.
2. Развивающие:
- учит видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;
-учить формулировать и сохранять учебную задачу;
- способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Воспитывающие:
- формировать у детей интерес к русскому языку.
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.
Метапредметные:
Коммуникативные: способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, соглашаться с другой точкой зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.
Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация, карточки с заданиями, словари (толковый словарь Д.Ушакова, толковый словарь В. Даля, толковый словарь С. Ожегова).
Этапы
I. Организационный момент.
Психологический настрой.
Цель: Проверить готовность к уроку, психологически настроить учеников
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
- Проверьте, как организовано ваше рабочее место.
Хочется вам пожелать:
Самое главное не унывать
Всего вам доброго, мирного, ясного.
Всего вам светлого и прекрасного.
-Перечислите ещё раз своими словами то, что я вам пожелала.
-А ещё наше настроение влияет на наше здоровье и учёбу, я думаю, наш урок обязательно будет успешным.
- Настроимся на работу.
1.Глаза смотрят и видят,
2.Уши слушают и слышат.
3.Сначала думаю, а потом говорю.
4.Помню, что в классе я не один.
Дети настраиваются на урок, повторяют слова за учителем
1.Глаза смотрят и видят,
2.Уши слушают и слышат.
3.Сначала думаю, а потом говорю.
4.Помню, что в классе я не один.
II. Проверка домашнего задания.
Цель: Проверить выполнение домашнего задания.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
-Дома вы составляли кроссворд, используя слова с разделительным Ь. Поменяйтесь кроссвордами и попробуйте разгадать.
Кроссворды разгадываются детьми.
Работа в парах.
III.Орфографическая минутка.
Цель: Нацелить детей на работу над грамотностью письма.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Устно: Мы живем в родной стране,
Пишем на родном языке
И писать с ошибками стыдно.
Учитель: Какие знания необходимы для правильного написания?
Учитель: раскройте скобки.
На доске:
(по) бежать (по) снегу
(до) слушать (до) конца
(с) ъезжать (с) квартиры
Учитель: Итак, как пишутся глаголы?
У учащихся идет осознаниепроцесса обучения.
Учащиеся объясняют, почему у глаголов есть приставки, но нет предлогов, что имена существительные с предлогами пишутся отдельно.
IV. Минутка чистописания.
Цель: Повысить скорость письма, правильность соединений.
Отследить качество соединений.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
- Запишите число, «Классная работа».
Учитель: Цель нашей минутки чистописания: тренируемся в скорости письма, правильности соединений.
- Какую тему мы начали изучать вчера? (правописание разделительного ъ)
- Перед какими гласными пишется ъ? (е,ё, ю, я)
ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя
въе, дъё, бъя- каждое соединение по 2 раза.
Назовите слова с данными соединениями
- Поменяйтесь тетрадочками и оцените красоту письма своего соседа по критериям.
Запись числа и классной работы.
Запись соединений с разделительным Ъ ъъ,ъе,ъё,ъю,ъя
съе, тъё, дъю, зъя
-Въезд, подъём, объявление.
Оценивание письма по известным детям критериям: Высота букв; правильность соединений, наклон.
V. Определение цели деятельности на уроке.
Цель: Ввести детей в тему урока, закрепить имеющиеся знания.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Сейчас вспомним изученный материал не только по русскому языку, но и по другим предметам.
(Слайд №1) Учитель: Когда за листопадником следует грязник, а за грязником - полузимник?
(Слайд №2) Учитель: Место впадения реки в море, озеро или другую реку
(Слайд №3) Учитель: Антоним слова спуск
(Слайд №4) Учитель: Величайшая по протяженности горная система земного шара
(Слайд №5) Учитель: Что это такое? Отдам котят в хорошие руки.
(Слайд №6) Учитель: Вспомните слова-отгадки
Учитель: Подумайте, на какие группы их можно разделить.
Учитель: Запишите эти слова, деля в 2 столбика с обозначением орфограмм. (с места дети комментируют)
На доске: ь
ъ
осенью
подъем
устье
объявление
Кордильеры
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. и цели нашей работы.
Учащиеся называют слова-отгадки.
Учащиеся: Осенью
Учащиеся: Устье
Учащиеся: Подъём
Учащиеся: Кордильеры
Учащиеся: Объявление
Классификация слов по самостоятельно найденным основаниям: данные слова относятся к именам существительным, можно разделить на две группы: слова с разделительным ъ и слова с разделительным ь.
Учащиеся определяют тему урока и цели работы.
Какую цель мы поставим перед собой?
Учащиеся: Наша цель выделить сходство и отличительные признаки этих знаков в словах, научиться писать слова с ь и ъ без ошибок.
VII. Применение знаний.
Цель: Разграничить общие и отличительные признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Учитель: Прочитайте слова с разделительным ь. Обобщите свои знания, когда пишется разделительный ь?
Учитель: Прочитайте слова с разделительным ъ. Когда пишется разделительный Ъ?
Учитель: Пишется ли буква и после разделительного Ъ?
Учитель: Повторим правописание разделительного ъ.
-Сейчас вы будете работать впаре. Какие правила работы в паре вы знаете?
Учитель: Возьмите карточку №1. От глаголов образуйте однокоренные имена существительные и запишите их рядом на карточках. Какие знания нам необходимы?
Карточка №1
от__езжать – (отъезд)
под__езжать – (подъезд)
об__езжать – (объезд)
в___езжать – (въезд)
Учитель: Какие слова образовали?
Сравнение разделительных ь и ъ
Учитель: Назовите общие признаки написания слов с разделительными ъ и ь знаками.
Учитель: Назовите отличительные признаки написания слов с разделительными ъ.
Учитель: Проверим наши выводы по плакату.
Учащиеся формулируют выводы.
Учащиеся: Разделительный ь пишется после согласных букв в корне перед гласными е, ё, ю, я, и.
Учащиеся: Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
Работа в парах.
Учащиеся: Глаголы отвечают на вопросы…, им. сущ. отвечают на вопросы….
Признаки однокоренных слов…
Работа по карточке.
Учащиеся: отъезд, подъезд, объезд, въезд Учащиеся приходят к выводу: Ь и Ъ знаки пишутся после согласных, перед гласными
Учащиеся: 1.Разделительный Ь пишется в корне, Ъ – после приставки и перед корнем;2. Ъ- не дружит с буквой и.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
VIII. Закрепление.
Цель: Научить детей составлять предложения, находить главные члены и давать характеристику предложения.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Составление предложения из рассыпанных слов.
Учитель: Составим предложение из рассыпанных слов, найдем главные члены предложения и дадим ему характеристику.
варенье, всё, Воробьева, съела,Дарья
Применение полученных знаний в деятельности.
Учащиеся: Дарья Воробьева съела всё варенье. (Повеств, невоскл.)
IX. Итог урока.
Цель: Подвести итог урока, обобщить знания по теме.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Учитель: Подведем итог. Чему мы учились?
-Сейчас каждый проверит себя, как он усвоил данную тему. Возьмите карточку №2, подпишите.
-Над каждым словом поставьте: цифру1- если слово с разделительным Ь или цифру 2, если слово с разделительным Ъ.
Учитель: Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
Учитель: Значит, эти знаки важны в русском языке?
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Учитель: Достигли ли мы поставленной цели?
Учитель: Когда пишется разделительный ь?
Когда пишется разделительный ъ?
Инсценирование стихотворения.
Индивидуальная работа по карточке.
Учащиеся проверяют карточки, если есть разногласия - уточняют.
Учащиеся формулируют выводы.
Инсценирование стихотворения.
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
X. Домашнее задание.
Цель: Сформировать навык грамотной работы с книжными источниками.
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Учитель: Необходимый уровень
Найдите в словаре и запишите в тетрадь слова с разделительными ъ и ь знаками по 5 слов обозначьте орфограмму или запишите 3 пословицы, где есть слова на изученную тему.
Повышенный уровень: придумать 3 предложения со словами, в которых есть разделительный ъ знак и 3предложения со словами, где есть разделительный ь знак.
Запись домашнего задания в дневник.
XI. Выставление отметок.
Цель: Дать аргументированную оценку работе учащихся.