ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Долгова Анна Николаевна педагог-психолог Стрелкова Наталия Сергеевна педагог-психолог МАДОУ № 44 "Веселые нотки", г. Северодвинск
Примерно 5-7% детей рождаются с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из этих детей большую часть составляют дети с детским церебральным параличом (89%).
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) имеют свои особенности, которые специалисты сопровождения должны учитывать в своей работе. Дети с НОДА часто имеют сохранный интеллект, но у них может наблюдаться развитие по типу психического инфантилизма. При таком развитии эмоциональная сфера остаётся несформированной. Дети руководствуются в своих действиях эмоциями удовольствия, конфликтуют со сверстниками, не умеют работать в паре и подгруппе.
Дети с НОДА часто бывают эмоционально нестабильны, у них наблюдается двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, истощаемость всех психических процессов. У таких детей отмечаются сложности пространственной и временной ориентации, снижение внимания, снижение работоспособности, сложности переключения внимания.
Дети с НОДА (ДЦП) часто имеют сочетанные диагнозы, связанные с психическим и речевым развитием. Отсюда следует, что дети нуждаются не только в особых условия и помощи, но также в психолого-педагогической коррекции.
Организация коррекционно-развивающих занятий является важным этапом в психолого-педагогическом сопровождения детей с НОДА в дошкольном учреждение.
Коррекционная работа педагога-психолога в ДОУ с ребенком с НОДА строится на основе следующих взаимосвязанных этапов:
1. Изучение анамнеза ребенка, заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Диагностика ребенка, опрос родителей и ближайших родственников, проживающих с ребенком или находящихся с ним в постоянном контакте.
4. Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) и индивидуальной адаптированной образовательной программы (АОП) с учетом результатов мониторинга. На этом этапе осуществляется взаимосвязь педагогов группы, которую посещает ребенок, и всех специалистов ДОУ, непосредственно работающих с ребенком с НОДА.
5. Проведение индивидуальных занятий с детьми на основе составленного ИОМ и (или) индивидуальной АОП.
6. Просветительская и консультативная работа с родителями и педагогами. Это очень важный этап коррекционной работы педагога-психолога. Так как эффективность проводимой коррекционной работы с ребенком с НОДА напрямую зависит от создания единых условий и предъявления единых требований, как в детском саду, так и дома. Родителей ребенка с НОДА необходимо знакомить с целями и задачами проводимой коррекционной работы, особенностями подобранных педагогом-психологом методов работы, обучать правильному взаимодействию с конкретных ребенком.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога с детьми состоят из следующих этапов:
1. Подготовительный: снятия напряжения, установление доброжелательного контакта педагога-психолога с ребенком.
2. Основной: постановка темы работы, применение на занятии традиционного и нетрадиционного приема метода и формы работы: арт-терапия (нетрадиционные техники), песочная терапия, психогимнастика, игротерапия, компьютераная программа «БОС», дыхательная гимнастика, релаксация и т.д. Выбор методики или приема зависит от цели и задачи занятия.
3. Заключительный этап: рефлексия, выводы.
Дифференцированный и индивидуальный подход педагога-психолога при планировании коррекционно-развивающих занятий с детьми с НОДА способствует качественному усвоению учебного материала детьми, помогает скорректировать психологические и эмоциональные нарушения на протяжение всего пребывание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.