Библиографическое описание:
Никонорова И.Н. Час общения "Немного из истории имен" // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, дать представление о ценности имени человека.
Задачи:
1. Расширить и углубить кругозор младших школьников об именах.
2. Познакомить со значением и происхождением некоторых имен.
3. Воспитывать чувство уважения друг к другу независимо от имен и фамилий.
4. Повысить самооценку ребенка, улучшить взаимоотношения в коллективе.
5. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
Форма: час общения
Методы: рассказ с элементами беседы, выступления учащихся.
Подготовительная работа: изучить литературу, подготовить выступления учащихся, подобрать наглядные пособия (рисунки, картины и др.),
Ход мероприятия:
Классный руководитель. Сегодня мы поговорим на очень интересную тему. Но, ее я вам пока не назову. Отгадав загадку, вы сами назовете тему нашего с вами часа общения.
- Отгадайте загадку: «Мне дано, а все пользуются». (Имя.) Верно, ребята.
И отправимся мы сегодня в историю происхождения имен, фамилий людей. Узнаем много интересного и нового, попытаемся ответить на вопрос: откуда берут начало наши имена.
- В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства людей: особенности их характера и поведения, речь, физические достоинства и недостатки. Существует мнение, что имя влияет на судьбу человека. Правильно выбранное, оно помогает быть счастливым, «неправильное» имя – привлекает несчастья…
В Древней Руси встречались такие имена: Неждан, Ждан, Большой, Первый, Буян, Рябой, Волк, Дуб, Жук, Камень. Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Большаков, Первухин, Котовский, Дубов, Жуков. Откуда появились наши фамилии? Об этом хорошо сказано в стихотворении, которое прочитают нам ваши товарищи. (Дети читают ранее разученные стихи)
Ученик 1.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
Ученик 2.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
А Дегтярева-деготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Ученик 3.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров
Он мастером был прадед.
Ученик 4.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Все.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Классный руководитель. Человек получает отчество от отца. К имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими дочерями или сыновьями они являются. Отчество всегда дается по полному имени. По имени отчеству принято обращаться ко взрослым людям.
- Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из произведения «Алиса в стране чудес» и подумать: правильно ли поступили ее герои
Послушайте:
…- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай, - что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать?
- Вне всякого сомнения! Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. А с таким именем как у тебя, можно оказаться какой угодно формы, даже самой уродливой.
Классный руководитель. Ребята, что хотел сказать Шалтай Алисе? Почему он так решил?
(Ответы детей)
Человек проносит свое имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, звания, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, и в огне не горит, и в воде не тонет, и в земле не гниет. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, знаменитыми, знатными.
Имя использовалось и используется в качестве награды за высокие заслуги перед Родиной и ее народом. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена, пароходы. Например, город Гагарин в Смоленской области, город Пушкин, орден Александра Невского, теплоход Михаил Лермонтов, улица И.Яковлева. В нашем селе тоже есть улицы, названые в честь известных людей. Это улицы В.Д.Харитонова, Н.Коренькова.
Имя – это первый подарок, который родители преподносят своему малышу. При выборе имени одни руководствуются красивым звучанием, другие называют ребенка в честь родственников, знаменитых людей, а кто-то просто следует моде. Но мода меняется быстро, а имя дается человеку на всю жизнь. Поэтому к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно, так как из этого могут возникнуть проблемные ситуации. А расплачиваться за неудачный выбор придется ребенку. Вот послушайте стихотворение С.Я.Маршака, в котором он описал проблему выбора имени.
Ученик 1.
Если только ты умен,
Не давай ребятам,
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Ученик 2.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой.
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Ученик 3.
Для другой отец искал
Имя похитрее.
И назвал он, наконец,
Дочь свою - Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать индейкой.
Ученик 4.
А один оригинал
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Ученик 5.
Пусть поймут отец и мать,
Что прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, правильно ли называли своих детей родители из этого стихотворения? (Обсуждение стихотворения с учащимися)
При выборе имени лучше пользоваться специальной литературой: словарями именословами, календарями. Каждое имя имеет свое значение, «силу». А вы знаете значение своих имен? (Ответы детей). Я расскажу вам о значении и происхождении некоторых имен, среди которых есть и ваши имена.
Имя Инна – греческое и означает оно «плачущий бурный поток», имя Ирина тоже греческое, означающее «мир, покой». Максим- имя латинское, «самый большой». Из греческого языка к нам пришло и имя Кирилл. По-гречески оно означает «маленький господин», «барчонок». А в Персии жил царь по имени Кир, что по-персидски значит «солнце». Как интересно получается: имя одно, а значений несколько. Андрей – в переводе с греческого – мужественный, храбрый. Дмитрий означает «плод земной». Константин – твердый, Анна – благодать, Екатерина – чистая, непорочная, Виталий – жизненный, Елена – факел, Алексей – защитник.
У каждого имени своя история происхождения. История происхождения имени Варвара такова. Рим был очень красивым и богатым городом. Этим римляне очень гордились. Однажды на город напало кочующее племя варваров. А варварами их назвали потому, что горожанам они могут говорить только: «Вар, вар, вар!». И злых, жадных людей звали Варварой. Но это не значит, что имя Варя, Варенька – плохое.
Поэтому нужно уважать друг друга, не зависимо от имени, и не придумывать к именам прозвища.
Имена могут быть полными и неполными. Детей обычно зовут неполными именами. Таня в детстве, взрослая – Татьяна. Маленький Саша, взрослый – Александр. Имена Нина и Зоя всегда полные. Людей с одинаковыми именами называют «тезки».
Классный руководитель. Я предлагаю отдохнуть и провести игру. Тот, кто ответит правильно, получает звезду. Набравший больше всех звезд станет победителем.
1. В нашем классе 8 Тань-
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно просто
Разобраться в новичках… (Как?)
2. Как ее зовут? Имя этой девочки произносится и пишется одинаково как слева направо, так и справа налево. (Анна, Ада, Алла)
3. Как их зовут? Если от имени мальчика отнять первую букву, получиться имя девочки. (Коля – Оля, Вася – Ася, Толя – Оля)
4. В каком имени 30 «я»? (Зоя)
5. В каком имени пол «я»? (Поля)
6. Какое русское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)
7. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
(Подсчитываются жетоны, набранные детьми). Лучшим знатоком имен объявляется…
Рефлексия
- Сегодня мы с вами поговорили на очень интересную тему. Узнали много интересного о значении и происхождении некоторых имен.
- Наша беседа подошла к концу и мне хочется узнать ваше отношение к нашему часу общения.
Если вам понравилось, поднимите ЗЕЛЕНУЮ ладошку,
ЖЕЛТУЮ – узнал много нового, интересного
КРАСНУЮ – было скучно.
Я очень рада, что вы честно выразили свое мнение. Я, надеюсь, что вы взяли для себя только самую полезную информацию. Закончить час общения мне хочется такими словами:
- Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Библиографический список
1. А.Н.Тихонов, Л.З.Бояринова, А.Г.Рыжкова Словарь русских личных имен
2. В.И.Даль. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА – Пресс, 1999.
3. 5 О.А.Никитина, М.С.Зимина. Загадки наших имен. – СПб.: «Издательство «Золотой век», 2016
4. Е.Н.Полякова Из истории русских имен и фамилий. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2002
5. Льюис Кэ́рролл. Алиса в Стране чудес.- М.: Россмен,2016
Никонорова И.Н. Час общения "Немного из истории имен" // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.
Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, дать представление о ценности имени человека.
Задачи:
1. Расширить и углубить кругозор младших школьников об именах.
2. Познакомить со значением и происхождением некоторых имен.
3. Воспитывать чувство уважения друг к другу независимо от имен и фамилий.
4. Повысить самооценку ребенка, улучшить взаимоотношения в коллективе.
5. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
Форма: час общения
Методы: рассказ с элементами беседы, выступления учащихся.
Подготовительная работа: изучить литературу, подготовить выступления учащихся, подобрать наглядные пособия (рисунки, картины и др.),
Ход мероприятия:
Классный руководитель. Сегодня мы поговорим на очень интересную тему. Но, ее я вам пока не назову. Отгадав загадку, вы сами назовете тему нашего с вами часа общения.
- Отгадайте загадку: «Мне дано, а все пользуются». (Имя.) Верно, ребята.
И отправимся мы сегодня в историю происхождения имен, фамилий людей. Узнаем много интересного и нового, попытаемся ответить на вопрос: откуда берут начало наши имена.
- В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства людей: особенности их характера и поведения, речь, физические достоинства и недостатки. Существует мнение, что имя влияет на судьбу человека. Правильно выбранное, оно помогает быть счастливым, «неправильное» имя – привлекает несчастья…
В Древней Руси встречались такие имена: Неждан, Ждан, Большой, Первый, Буян, Рябой, Волк, Дуб, Жук, Камень. Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Большаков, Первухин, Котовский, Дубов, Жуков. Откуда появились наши фамилии? Об этом хорошо сказано в стихотворении, которое прочитают нам ваши товарищи. (Дети читают ранее разученные стихи)
Ученик 1.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов
Отец отца отцова.
Ученик 2.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
А Дегтярева-деготь знал,
В дегтярне горбил спину.
Ученик 3.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров
Он мастером был прадед.
Ученик 4.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…
Все.
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Классный руководитель. Человек получает отчество от отца. К имени детей добавляется его имя, указывающее, чьими дочерями или сыновьями они являются. Отчество всегда дается по полному имени. По имени отчеству принято обращаться ко взрослым людям.
- Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из произведения «Алиса в стране чудес» и подумать: правильно ли поступили ее герои
Послушайте:
…- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя!- нетерпеливо перебил ее Шалтай, - что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать?
- Вне всякого сомнения! Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. А с таким именем как у тебя, можно оказаться какой угодно формы, даже самой уродливой.
Классный руководитель. Ребята, что хотел сказать Шалтай Алисе? Почему он так решил?
(Ответы детей)
Человек проносит свое имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, звания, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говориться в загадке, и в огне не горит, и в воде не тонет, и в земле не гниет. Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли именитыми, знаменитыми, знатными.
Имя использовалось и используется в качестве награды за высокие заслуги перед Родиной и ее народом. Именами уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена, пароходы. Например, город Гагарин в Смоленской области, город Пушкин, орден Александра Невского, теплоход Михаил Лермонтов, улица И.Яковлева. В нашем селе тоже есть улицы, названые в честь известных людей. Это улицы В.Д.Харитонова, Н.Коренькова.
Имя – это первый подарок, который родители преподносят своему малышу. При выборе имени одни руководствуются красивым звучанием, другие называют ребенка в честь родственников, знаменитых людей, а кто-то просто следует моде. Но мода меняется быстро, а имя дается человеку на всю жизнь. Поэтому к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно, так как из этого могут возникнуть проблемные ситуации. А расплачиваться за неудачный выбор придется ребенку. Вот послушайте стихотворение С.Я.Маршака, в котором он описал проблему выбора имени.
Ученик 1.
Если только ты умен,
Не давай ребятам,
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Ученик 2.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой.
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Ученик 3.
Для другой отец искал
Имя похитрее.
И назвал он, наконец,
Дочь свою - Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать индейкой.
Ученик 4.
А один оригинал
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Ученик 5.
Пусть поймут отец и мать,
Что прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, правильно ли называли своих детей родители из этого стихотворения? (Обсуждение стихотворения с учащимися)
При выборе имени лучше пользоваться специальной литературой: словарями именословами, календарями. Каждое имя имеет свое значение, «силу». А вы знаете значение своих имен? (Ответы детей). Я расскажу вам о значении и происхождении некоторых имен, среди которых есть и ваши имена.
Имя Инна – греческое и означает оно «плачущий бурный поток», имя Ирина тоже греческое, означающее «мир, покой». Максим- имя латинское, «самый большой». Из греческого языка к нам пришло и имя Кирилл. По-гречески оно означает «маленький господин», «барчонок». А в Персии жил царь по имени Кир, что по-персидски значит «солнце». Как интересно получается: имя одно, а значений несколько. Андрей – в переводе с греческого – мужественный, храбрый. Дмитрий означает «плод земной». Константин – твердый, Анна – благодать, Екатерина – чистая, непорочная, Виталий – жизненный, Елена – факел, Алексей – защитник.
У каждого имени своя история происхождения. История происхождения имени Варвара такова. Рим был очень красивым и богатым городом. Этим римляне очень гордились. Однажды на город напало кочующее племя варваров. А варварами их назвали потому, что горожанам они могут говорить только: «Вар, вар, вар!». И злых, жадных людей звали Варварой. Но это не значит, что имя Варя, Варенька – плохое.
Поэтому нужно уважать друг друга, не зависимо от имени, и не придумывать к именам прозвища.
Имена могут быть полными и неполными. Детей обычно зовут неполными именами. Таня в детстве, взрослая – Татьяна. Маленький Саша, взрослый – Александр. Имена Нина и Зоя всегда полные. Людей с одинаковыми именами называют «тезки».
Классный руководитель. Я предлагаю отдохнуть и провести игру. Тот, кто ответит правильно, получает звезду. Набравший больше всех звезд станет победителем.
1. В нашем классе 8 Тань-
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно просто
Разобраться в новичках… (Как?)
2. Как ее зовут? Имя этой девочки произносится и пишется одинаково как слева направо, так и справа налево. (Анна, Ада, Алла)
3. Как их зовут? Если от имени мальчика отнять первую букву, получиться имя девочки. (Коля – Оля, Вася – Ася, Толя – Оля)
4. В каком имени 30 «я»? (Зоя)
5. В каком имени пол «я»? (Поля)
6. Какое русское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)
7. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
(Подсчитываются жетоны, набранные детьми). Лучшим знатоком имен объявляется…
Рефлексия
- Сегодня мы с вами поговорили на очень интересную тему. Узнали много интересного о значении и происхождении некоторых имен.
- Наша беседа подошла к концу и мне хочется узнать ваше отношение к нашему часу общения.
Если вам понравилось, поднимите ЗЕЛЕНУЮ ладошку,
ЖЕЛТУЮ – узнал много нового, интересного
КРАСНУЮ – было скучно.
Я очень рада, что вы честно выразили свое мнение. Я, надеюсь, что вы взяли для себя только самую полезную информацию. Закончить час общения мне хочется такими словами:
- Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его.
Библиографический список
1. А.Н.Тихонов, Л.З.Бояринова, А.Г.Рыжкова Словарь русских личных имен
2. В.И.Даль. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА – Пресс, 1999.
3. 5 О.А.Никитина, М.С.Зимина. Загадки наших имен. – СПб.: «Издательство «Золотой век», 2016
4. Е.Н.Полякова Из истории русских имен и фамилий. – М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2002
5. Льюис Кэ́рролл. Алиса в Стране чудес.- М.: Россмен,2016