Конференции
2023-07-06 17:28 Май 2023

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Павлова Ольга Александровна
преподаватель ОД (иностранный язык)
ФГБОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" Министерства обороны РФ

В настоящее время трудно переоценить роль учителя и образования в целом в формировании любви к Родине и гражданской позиции молодёжи. От сформированности этой позиции зависит будущее нашей страны, её политическое и экономическое развитие. Сейчас очень много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся [1]. Особую важность этот вопрос имеет в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.

В современных условиях патриотизм и гражданская позиция являются нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступают в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества [2].

Министерство Просвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Во всех школах страны учебная неделя будет начинаться с классного часа «Разговоры о важном», посвящённого самым различным темам. Центральными темами станут патриотизм и гражданское воспитание.

Среди множества учебных дисциплин предмет «Английский язык» занимает особое место. Своеобразие этого предмета заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знание основ науки, а навыки пользования изучаемым языком как средством общения, средством получения новой полезной информации. Информация эта должна соответствовать возрасту учащихся и способствовать воспитанию любви к Родине, формировать национально-культурную базу родного языка. Все знания, приобретённые на уроках иностранного языка, учащиеся пропускают сквозь призму знаний, полученных в процессе овладения родной культурой. Знание иностранного языка помогает учащимся не только изучить культуру других стран, но и рассказать правду о своей любимой Родине.

Именно исходя из всего сказанного, преподаватели Екатеринбургского суворовского военного училища решили использовать возможности проекта «Разговоры о важном» в своей деятельности и организовать реализацию идей данного проекта не только во внеурочной деятельности, но и на уроках иностранного языка в 5 классе. Содержание программы позволяет осуществить эту идею в полном объёме, а особенности предмета «Английский язык» способствуют успеху в её достижении.

Чувство патриотизма и гражданской позиции невозможно формировать принудительным способом. Очень важно найти технологии, которые будут интересными и увлекательными для учащихся 5 классов. На уроках иностранного языка развиваются коммуникативные навыки учащихся, поощряется искреннее отношение к обсуждаемым вопросам, что позволяет высказать свои мысли и формировать правильное отношение к происходящим событиям [3].

Воспитывая патриотические качества личности на уроках иностранного языка, мы, прежде всего, обращаемся к таким эффективным формам как знакомство с героическим прошлым нашей страны, с биографиями великих полководцев и героев России, выпускников нашего училища, оставившими глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу.

Особая роль в воспитании патриота-гражданина принадлежит технологии создания проектов на английском языке. И здесь мы находим множество важных тем, которые можно исследовать и о которых можно поговорить. Наиболее значимыми темами проектов, над которыми работают наши ученики, являются следующие: Государственные символы России и Великобритании в сравнении, Героическое прошлое Екатеринбургского суворовского военного училища, Расскажи иностранцу о России, Добро пожаловать в мою страну, Вооружённые силы разных стран, Что пишут о Великой Отечественной войне в учебниках разных стран и другие. Следует подчеркнуть, что большинство тем учебных проектов дают возможность сравнительного анализа. В рамках работы над проектами «Разговоры о важном» это происходит постоянно, помогает реализовать социокультурную компетенцию, достойно представлять свою страну, гордиться достижениями Родины и испытывать желание защищать интересы своего народа.

И, безусловно, важнейшей составляющей частью патриотического и гражданского воспитания являются сами уроки иностранного языка. Тематика уроков способствует достижению качественных результатов в воспитании и формировании патриотизма и гражданственности. Все темы включены в соответствующие разделы учебника (УМК "Английский в фокусе", Ю. Е. Ваулина, 5 класс) № 4, что способствует регулярной, содержательной и разнообразной работе.

В 5 классах суворовских училищ обучаются вновь поступившие учащиеся. Это накладывает на преподавателей особую ответственность. Наряду с процессом адаптации, необходимо приступить к воспитанию личностных качеств суворовцев, познакомить их с историей, традициями училища, её героями. Поэтому самым важным разговором с учащимися пятых классов стал разговор о родном училище, особенно в канун его дня рождения, которое мы ежегодно отмечаем 19 декабря.

Учителям английского языка важно не только глубоко знать и осознавать такие качества как патриотизм, интернационализм, гражданская позиция, принятие ценностей своей Родины, но и уметь находить пути их воспитания на ежедневных занятиях и в повседневной жизни. При этом нужны и виртуозное владение педагогическими и методическими приёмами, и личная убеждённость учителя в необходимости развития у учащихся указанных качеств.

Предлагаю авторский конспект урока, направленный на воспитание патриотизма и любви к училищу, в котором ты учишься, в рамках которого разговор о важном имеет главенствующее значение.

Тема: История ЕкСВУ.

Тип: Урок общеметодологической направленности.

Учебная цель: Развитие навыков устной речи на основе учебно-аутентичных текстов.

Воспитательная цель: Воспитание интереса и уважения к профессии офицера, любви и уважения к ЕкСВУ и его выпускникам, гордости за учебное заведение, имеющее великую историю.

Развивающая цель: Развитие кратковременной и ассоциативной памяти и логического мышления.

Материальное обеспечение урока:

- видеофрагмент на английском языке;

- портреты героев России – выпускников ЕкСВУ;

- портреты руководства училища;

- портреты выпускников училища;

- картины и фотографии;

- карточки со словами;

- пригласительные билеты в музей;

- поздравительные открытки;

- ресурсы музея СВУ.

Инновационные приемы и методы работы: интерактивная беседа, решение проблемных задач, креативное обучение, индивидуальные задания, рефлексия, использование цифровых ресурсов (в том числе авторских) при решении образовательных задач на уроке.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя (2 минуты).

2. Повторение темы и работа по карте урока (13 минут).

3. Доклады суворовцев (8 минут).

4. Просмотр и обсуждение видеофильма «История ЕкСВУ» (7 минут).

5. Визит в музей ЕкСВУ. Выступления суворовцев, командира 2 роты (13 минут).

6. Подведение итогов (2 минуты).

1. Вступительное слово учителя (2 минуты).

Dear friends, I’m very glad to see you full of whim and vigour at our lesson. I congratulate our guests and the suvorovites on the 79th anniversary of our glorious Suvorov military school. We’ve already learned much information about our school and today we’re going to revise it and get some more. The slogan of our today’s lesson is “Go Ahead! You Are Talented!”

2. Повторение темы и работа по карте урока (13 минут).

1. The History of EkSMS

Revision of the Words

Reports

Film

2. A Visit to the SMS Museum

Revision of the Words

Ex.1 Give the Russian equivalents:

A mess, to be founded, the Great Patriotic war, an outstanding military leader, a square, in front of, colonel-general, ground floor, to prepare oneself for, a logistical department, a study, to study, a personnel department, history, literature, mathematics, captain, platoon leader.

Ex.2 Give the English equivalents:

Офицер, СВУ, суворовец, санчасть, начальник училища, генерал-майор, биология, полковник, дважды герой Советского Союза, памятник, учебный отдел, рота, командир роты, взвод, управление, читальный зал, стадион, клуб, отделение, генералиссимус.

Ex.3 Make up the sentences with the following words:

- 1943, SMS, was, in, our, founded.

- Kirov, situated, it, square, is, in, street, Pervomayskaya, in.

- Floors, 4, are, our, in, there, school, military.

- English, tape-recorder, we, rooms, learn, the, in.

- Is, colonel-general, a, Odintsov.

- Reading hall, have, we, a, library, on, second, and, floor, a, the.

- Like, our, we, are, SMS, proud, and, it, of.

3. Доклады суворовцев (8 минут).

Some suvorovites have prepared interesting reports about prominent people of our school, heroes of different wars. Now we’re going to listen to these reports. You may ask questions afterwards. Try to be very attentive and make notes.

Ilnar Bayzigitov

Ilnar was born on the 28th of July 1997 in the village of Ozernyi, the Republic of Bashkortostan, Russia. He entered the EkSMS in 2010. Ilnar wanted to become a professional military man and thought it would be better to get all the military skills as early as he could. He graduated EkSMS in 2015 and in 2020 The General Margelov Ryazan Guards Higher Airborne twice Red Banner Order of Suvorov Command School (RGVVDKU) with honours. Then he served in the city of Sevastopol in marines corps in the rank of lieutenant.

In February 2022 he fulfilled his military duty in the special military operation in Ukraine. Ilnar Bayzigitov perished the death of a Hero and was awarded the Order of Courage.

4. Просмотр и обсуждение видеофильма «История ЕкСВУ» (7 минут).

Now we’re going to see a film which is dedicated to the history of our Suvorov military school. After the film you will be asked some questions.

Questions:

1. Who was the first school commander?

2. From what document did the history of Suvorov military schools begin?

3. How many schools were formed during the Great Patriotic War?

4. Of how many suvorovites did the first draft consist of?

5. Who graduated from our school with honours?

6. When was our school named the Sverdlovsk Suvorov military school?

7. How many graduates received the rank of general?

5. Визит в музей ЕкСВУ. Выступления суворовцев, командира 2 роты

(13 минут).

Today we’re lucky to have a chance to visit the museum of our Suvorov military school. The chief of the museum and our guides will tell you much interesting about the history of our school.

Sergei Firsov

Sergei Firsov was born on the 11th of October, 1971. In 1988 he graduated from the SvSMS. He continued studying at Ulyanovsk Guard’s Tank Military School and then at Tashkent Tank Military School. He studied well. Sergei Firsov served at the Pacific Fleet in Guards Tank Regiment of the Coastal Defence. In 1994 he was promoted to the rank of senior lieutenant and appointed commander of the military intelligence tank co. In 1995 he was sent to Chechnya and fulfilled a special mission of Mozdok. S. Firsov displayed great heroism in the combat mission and perished the death of a hero. By the President Decree No. 434 of the 3rd of May 1995, senior lieutenant Firsov was given the title of Hero of Russia (posthumously). The monument to the Hero was erected in the 2nd company of thee EkSMS in 2022.

После докладов суворовцев выступает командир 2 роты. На английском языке он рассказывает о годах обучения в ЕкСВУ.

6. Подведение итогов (2 минуты).

Подводятся краткие итоги урока, награждаются лучшие суворовцы, выдаётся интегрированный тест для выполнения на самоподготовке.

Список источников:

Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24–30.

Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58–60.

Пелеванюк Е.Н. Воспитание патриотизма на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе. - 2015. - № 2. - С. 17-18.

Сергеева Е.М. Формирование патриотизма и гражданственности на уроках английского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/642084 (дата обращения: 30.10.2022)