Публикации
2023-09-19 11:29 2020 (№ 3-16)

Цалиева Д.М. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»

Библиографическое описание:
Цалиева Д.М. Исследовательский проект на тему «Планеты Солнечной системы» // Современная начальная школа. 2021. № 16. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/16.pdf.

Каждый человек любит смотреть на звёзды. Ведь сколько там загадочного и неизведанного!

На уроке «Окружающий мир», мы познакомились с планетами Солнечной системы и созвездиями. Это очень интересно! И мне захотелось побольше узнать о космосе и о Солнечной системе. Поэтому я решил собрать как можно больше информации об этом в проекте «Планеты Солнечной системы».

Цель проекта: расширить знания о планетах Солнечной системы, создать и продемонстрировать макет планет Солнечной системы.

Задачи исследования:

найти ответы на вопросы

1. Как и когда образовалась Вселенная?

2. Узнать, что является центром Солнечной системы?

3. Узнать сколько планет в Солнечной системе и как они называются?

4. Создать макет Солнечной системы;

5. Найти интересные факты о планетах Солнечной системы.

Актуальность настоящего исследования – это стремление расширить познания в такой науке как астрономия. Объектом моего исследования стала Солнечная система.

Задачи проекта:

- собрать информацию и изучить литературу о планетах Солнечной системы;

- изготовить модель планет Солнечной системы как наглядное пособие;

- расширить кругозор, учиться работать с информацией, полученной из разных источников;

- ознакомить младших школьников с основными характеристиками планет Солнечной системы;

Текст моего выступления подготовлен в виде доклада с использованием компьютерной презентации,а также есть наглядные изображения планет – фотографии и мини-макет планет Солнечной системы.

I. Введение.

Тема представленной работы актуальна во все времена – человек всегда хотел узнать, как устроен окружающий его мир, в особенности, Космос, Вселенная. А ребенку - это вдвойне интереснее, т.к. он делает только первые шаги в познании окружающего мира. Изучение планет Солнечной системы, позволяет расширить знания об их строении, возможной жизни на других планетах. Космогония — наука, изучающая происхождение и развитие небесных тел, например планет и их спутников, Солнца, звёзд, галактик. Единой, завершённой теории образования звёзд, планет или галактик пока не существует. Звёздное небо всегда интересовало людей, даже, тех, которые жили в каменном веке. Сегодня человек изучает Вселенную, как с Земли, так и из космоса, с помощью телескопов, искусственных спутников, космических кораблей.

В самом начале моего исследования я выяснил, что Солнечная система – звёздная система, состоящая из Солнца и планетной системы, включающей в себя все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, а также малые тела – астероиды, кометы, космическую пыль.. Также важно научиться искать нужную информацию в том огромном современном информационном поле – книги, журналы, интернет. И что особенно важно, делать выводы из полученной информации.

Девизом моей работы стали слова: «Изучай, сравнивай, удивляйся!» Материал проекта содержит интересную и познавательную информацию о планетах нашей звездной системы и их спутниках. При написании работы использовалась научная, справочная литература, материалы периодической печати, ресурсы Интернета.

Материалы проекта могут быть использованы учителями начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира и проведения внеклассных мероприятий.

II. Основная часть.

1.Солнце.

В безоблачную ночь на небосводе можно наблюдать множество сияющих звезд. Но самую близкую к нам звезду мы видим в светлое время суток. Имя этой звезды – Солнце и оно является центром Солнечной системы.

Солнце-звезда нашей системы – представляет собой огромный вращающийся огненный шар горячих газов: на три четверти оно состоит из водорода и на четверть – из гелия. Солнце в миллион с лишним раз больше Земли. Гигантская масса Солнца создает колоссальное давление в ядре. При таком давлении ядра водорода соединяются - идет непрерывная ядерная реакция, которая поднимает температуру в ядре до 15 млн° C. Выделяющееся тепло превращает поверхность Солнца в бушующий ад и языки пламени похожи на ослепительную солнечную корону. Солнце горит так ярко, что заливает светом Землю на расстоянии 150 млн км. Вся жизнь нашей планеты зависит от света и тепла, которые дает Солнце. Свет от него до нас доходит за 8,3 мин. Солнце решающим образом повлияло на образование всех тел Солнечной системы и создало те условия,которые привели к возникновению и развитию жизни на Земле.

Диаметр Солнца около 1 320 000 километров. Однако Солнце не самая крупная звезда. Пятна на Солнце выглядят темными потому, что на 1200 °C ниже температуры окружающего газа. Солнечные вспышки представляют собой мощные выбросы газа. Солнце образовалось, вероятно, около 5 млрд лет назад, незадолго до рождения Земли, возникшей из протопланетного облака . Солнце будет светить ещё около 5 млрд лет.

2. Планеты Солнечной системы.

Никто не знает наверняка о происхождении Солнца и планет. Большинство учёных полагают, что Солнце, Земля и другие планеты, входящие в нашу Солнечную систему, образовались из громадного облака пыли и газа. Около 5 млрд лет назад это облако начало сжиматься, затем вращаться, постепенно принимая форму диска, ЦЕНТР КОТОРОГО ВРАЩАЛСЯ БЫСТРЕЕ, и превратился в Солнце. Из остальной массы материи сформировались планеты. Никто не знает, откуда появилось вещество, образовавшее Солнечную систему. Некоторые думают, что это были остатки взорвавшейся звезды, а другие – результат столкновения звезд.

В состав Солнечной системы входят восемь больших планет. Они располагаются в соответствии с увеличением расстояния от центральной звезды: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

Первые четыре планеты, в том числе и наша Земля, образуют Земную группу: они имеют твёрдые поверхности и сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси. Следующие четыре планеты являются планетами – гигантами, или планетами типа Юпитера. Они намного больше по размеру, чем Земля, но менее плотные, состоят в основном из водорода и гелия и не имеют твёрдой поверхности.

Самая маленькая планета среди гигантов – Нептун, а наибольшая планета – Юпитер - по диаметру в 11 раз обогнала Землю.

Среди всех планет Земля выделяется тем, что находится от Солнца как раз на таком расстоянии, где не слишком холодно и не слишком жарко, так что на её поверхности существует жидкая вода и жизнь.

Жизнь на других планетах не обнаружена, что позволяет сделать вывод о том, что жизнь на них не существует.

Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс (рис.1). Эти планеты небольшого размера с каменистой поверхностью, они находятся ближе других к Солнцу. Планеты гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун (рис.2). Это крупные планеты, состоящие в основном из газа и им характерно наличие колец, состоящих из ледяной пыли и множества скалистых кусков.

Но это с недавнего времени стали в различных печатных изданиях и Интернете Солнечную систему представлять непривычно:вместо Солнца и 9 планет-Солнце и 8 планет вокруг него. Куда делась девятая планета? Неужели Солнечная система стала меньше? В результате исследования я выяснил, что в 2006 году он никуда не исчез, а просто стал называться «карликовой планетой». Он не мог больше называться планетой из – за того, что на его орбите присутствует другое большое небесное тело- его спутник

Харон- и еще четыре спутника. А ученые договорились считать планетами только те небесные тела, которые значительно тяжелее всех объектов на их орбите. Солнечная система не стала меньше. Наоборот, ученые открыли пояс Койпера, частью которого является Плутон. Благодаря этому стало ясно, что границы системы стали шире, чем думали до этого.

Меркурий – самая маленькая,загадочная и быстрая планета Солнечной системы. Его трудно изучать из-за близости к Солнцу. До изобретения мощных телескопов, радиолокации и искусственных спутников он был самой малоизученной планетой. Из-за сильного притяжения Солнца Меркурий очень медленно вращается вокруг своей оси, из-за чего сутки на планете в полтора раза длиннее года. Эта планета получила своё название в честь древнеримского бога Меркурия, который почитался как покровитель торговцев и путешественников. Его неизменные атрибуты – шлем с крыльями и крылатые босоножки, символизирующие быстроту перемещения. Меркурий самая быстрая планета. Год на нем равен 88 земным суткам. А день сменяет ночь всего один раз в году. Из-за этого днём жара до + 350 С, а ночью – ледяной холод до – 170 С. Поверхность каменистая и пустынная.

В жизни Меркурия было много столкновений с различными метеоритами и от этого его поверхность испещрена различными по размеру кратерами. А внутри он тверд, сердце планеты из железа и никеля.

Венера вторая от Солнца планета - самая горячая планета. Её часто называют сестрой Земли, так как по размеру схожи. Кроме того, её орбита лежит в «поясе жизни» Солнечной системы. Венера - самое яркое светило на небе после Солнца и Луны. Планета носит имя богини любви, красоты, радости и смеха, но огромная ядовитая атмосфера делает жизнь на ней невозможной. Это раскалённый безжизненный мир. Астрономы считают, что 4 млрд. лет назад на Венере была жидкая вода. В результате геологических катаклизмов атмосфера наполнилась парниковыми газами и раскалилась. Под ее облачной шубкой стоит невыносимая жара. Поверхность Венеры почти полностью покрыта молодыми породами вулканического происхождения. Множество действующих вулканов, постоянные венеротрясения, раскалённый каменистый грунт – вот типичный ландшафт этой планеты. Ударных кратеров сравнительно немного, поскольку редкий метеорит не сгорает в плотной атмосфере. Год на Венере составляет примерно 224 земных суток, а день меняет ночь через 243 земных суток.

Земля – третья планета Солнечной системы, наш дом и пока единственный астрономический объект, населённый жизнью. Орбита расположена на таком расстоянии от Солнца, при котором на поверхности планеты постоянно присутствует вода – место зарождения и основа жизни. Уникальное сочетание температуры, рельефа, наклона земной оси, магнитного поля, состава атмосферы и множества других факторов привело к появлению биосферы и человека разумного – венца эволюции. Её назвали в честь богини Земли Геи. Температура на ней позволяет большей части воды быть в жидком состоянии, наполнять наши океаны и моря, реки и озёра, а не испаряться полностью и не замерзать совсем. Вода играет чуть ли не самую главную роль и для жизни, и в жизни всех других живых существ, без неё жизнь на Земле была бы невозможна. Другой очень важной особенностью является то, что атмосфера Земли, в отличие от других планет, пригодна для дыхания живых существ благодаря тому, что в ней в достаточном количестве содержится необходимый нам кислород. Правда это уже заслуга растений, которые тоже не смогли бы возникнуть и существовать без воды. У Земли есть спутник - Луна.

Марс - четвёртая от Солнца планета, названная в честь бога войны – за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность Марса содержит большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет. Планета с разряженной атмосферой. Ночью моя температура опускается до минус 85°С. По раз ме ру Марс мень ше Земли почти в 2 раза. Кли мат Марса – это кли мат хо лод ной обез во жен ной вы со ко гор ной пу сты ни с го ра ми, кра те ра ми и вул ка на ми. Эта планета активно исследуется марсоходами. В планах на будущее – высадка человека на поверхность.

Юпи тер – пятая – и самая боль шая пла не та Сол неч ной си сте мы. Юпитер – планета-гигант, масса которой в 2,5 раза больше массы остальных планет вме сте взя тых. Она носит имя самого главного римского бога Юпитера. Именно он господствует среди планет Солнечной системы, соперничая с Солнцем в своем великолепии. Поэтому Юпитер ещё называют

«повелитель неба». Состоит из газов. В его цветастой атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы. Полный оборот вокруг Солнца Юпитер совершает за 12 земных лет, а скорость вращения планеты вокруг своей оси - 9 ч 55 мин.16 спутников вращаются вокруг него, а также кольцо из пыли и каменных частиц.

Са турн – ше стая пла не та Сол неч ной си сте мы, ко то рую еще на зы ва ют «вла сте лин колец».

Пла не та по лу чи ла свое на зва ние от имени древ не рим ско го бога пло до ро дия. Пла не та из вест на с дав них вре мен, ведь Са турн – один из самых ярких объ ек тов на нашем звезд ном небе. Это вто рая по ве ли чине пла не та-ги гант. Коль ца Са тур на, со сто я щие из тысяч твер дых об лом ков кам ней и льда, вра ща ют ся во круг пла не ты со ско ро стью 10 км/с. Ши ри на этих колец равна 400 000 км, од на ко в тол щи ну они со став ля ют всего несколь ко де сят ков мет ров.

Уранседь мая пла не та Сол неч ной си сте мы, ко то рую в ясную ночь можно уви деть нево ору жен ным гла зом. Планета на зва на в честь древ не гре че ско го бога неба. Как и Землю, Уран на зы ва ют го лу бой пла не той – он по-на сто я ще му го лу бой. Ат мо сфе ра на Уране со сто ит в ос нов ном из во до ро да и гелия, с неболь шой при ме сью ме та на. Верх ние слои ат мо сфе ры от ра жа ют го лу бые лучи, что при да ет пла не те такой на сы щен ный цвет. Уран об ра ща ет ся во круг Солн ца за 84 зем ных года и на хо дит ся в 20 раз даль ше от Солн ца, чем Земля. По это му Уран – самая хо лод ная пла не та Сол неч ной си сте мы, тем пе ра ту ра на по верх но сти – -218 гра ду сов. Это чет вер тая по массе пла не та Сол неч ной си сте мы.

Неп тун – вось мая и самая даль няя пла не та Сол неч ной си сте мы носит имя римского бога повелителей морей и океанов, мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности – минус 200°С. Год на Нептуне длится 165 земных лет, а день 16 ч 3 мин.

Неп тун стал пер вой пла не той, от кры той бла го да ря ма те ма ти че ским рас че там, а не путем ре гу ляр ных на блю де ний. Здесь самые быст рые в Сол неч ной си сте ме ветра, до сти га ю щие 2000 км/час. Ветра дуют в за пад ном на прав ле нии, про тив вра ще ния пла не ты. Пе ри од об ра ще ния Неп ту на во круг Солн ца – 165 лет. Диа метр пла не ты равен че ты рем диа мет рам Земли.

3. Космические объекты Солнечной системы и их влияние на землян.

В результате проведенного исследования я изучил особенности небесных тел Солнечной системы, исследовал изменения Луны, узнал о влиянии Луны (приливы и отливы, физиологическое состояние человека) и Солнца (участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека, определяет световой день) на нашу планету и людей.

Мои исследования и эксперименты помогли получить дополнительные практические знания одноклассникам, расширили кругозор сверстников, что подтвердилось проведенными опросами, а также стали стимулом для моей дальнейшей исследовательской деятельности.

У Земли есть спутник - Луна.

Луна – самый близкий к Солнцу спутник и пятый по величине в Солнечной системе. Её значение сложно переоценить. Океанские приливы оказали большое влияние на эволюцию. Выход жизни на сушу связан с приливами и отливами на мелководьях. Луна поддерживает стабильность вращения Земли, влияет на множество процессов в живом мире, а некоторые народы по сей день используют лунные календари. Более всего меня интересовал спутник Земли и его влияние на людей и их жизнь. Откуда появились такие временные измерения как «месяц» и «неделя»? Как Луна влияет на жизнь людей?

Сама по себе поверхность на Луне очень темная, несмотря на то, что в лунную ночь мы хорошо видим Луну на ночном небе. Даже с Земли можно наблюдать пятна на ее поверхности. Первым, кто описал свойства и характеристики Луны, был итальянский астроном Галилео Галилей, он описал горы, кратеры и равнины на поверхности Луны. В XX веке 3 февраля 1966 года на Луну впервые прилунился спускаемый аппарат Луна-9, а несколькими годами позже 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека.

В течение месяца я наблюдал за изменениями Луны и заносил результаты наблюдений в мой дневник наблюдений «Фазы Луны»:

В результате наблюдения подтвердилось, что в течение месяца Луна проходит четыре фазы. Она то «смотрит» на нас полным круглым диском, то начинает уменьшаться, становясь серпом, а потом и вовсе исчезает с небосвода, а затем опять является нам в виде растущего серпа (рис.20). Смена фаз происходит потому, что между Луной и Солнцем примерно в равные временные промежутки встает Земля. Поэтому тень нашей планеты заслоняет Луну – частично или полностью.

Каждая фаза Луны продолжается 7,4 земных суток, а отсчет лунных фаз начинается с новолуния. Каждая фаза Луны соответствует одной из четырех природных стихий — огню, земле, воздуху или воде. Через каждые 7 дней наступает новая лунная фаза.

Чтобы правильно определить в какой фазе находится Луна, нужно знать одно интересное правило. Если её серп похож на дужку от буквы «Р», значит Луна растущая.

Когда её дужка смотрит в противоположную сторону и напоминает букву «С», тогда Луна стареющая. Это очень легко запомнить и вы всегда сможете определить, молодая Луна только начала свой путь или старая Луна завершает свой цикл.

Какова же роль Луны на людей? В результате моих исследований я узнал, что роль Луны в жизни нашей планеты очень велика. Два раза в сутки уровень Мирового океана меняется – вода «наступает» на сушу по время приливов и «отступает» с отливом. Приливам и отливам океан обязан притяжению Луны. Когда Луна проходит над определенной точкой, происходит прилив – поднятие воды. Покидая эту точку Луна «отпускает» воду – так начинается отлив. Оказывается, Луна притягивает к себе воду. Так же Луна влияет на самочувствие и здоровье животных.

Наша планета Земля вращается вокруг своей оси, поэтому каждые сутки, находясь на солнечной стороне планеты, мы можем наблюдать рассвет и удивительное по красоте явление закат (рис 5), а ночью, когда часть планеты попадает в теневую сторону, можно наблюдать за звездами на ночном небе.

Солнце оказывает огромное влияние на жизнедеятельность Земли, оно участвует в фотосинтезе, помогает в образовании витамина D в организме человека. Солнечный ветер вызывает геомагнитные бури и именно его проникновение в слои земной атмосферы вызывает такое красивейшее природное явление, как северное сияние, называемое еще полярным. Солнечная активность меняется в сторону уменьшения или усиления примерно раз в 11 лет.

4. Практическая работа-изготовление макета.

Создавая мини-модель Солнечной системы, старался отобразить наиболее яркие особенности каждой планеты, передать формы и яркость созвездий, чтобы их визуально было легче запомнить.

Мини-модель «Планеты Солнечной системы» можно использовать как наглядное пособие на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, факультативных занятиях, внеурочной деятельности и астрономии, так как это активизирует учащихся, возбуждает их внимание, тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.

III. Заключение.

Данная работа выполнена в виде проекта и презентации. Она помогает раскрыть понятие «Солнечная система», обладает интересными фактами из истории космоса, позволяет расширить представление о связи человека с окружающим миром природы.

Изучение Солнечной системы будет продолжаться ещё очень долго. Никто не знает, сколько загадок она ещё скрывает, сколько будет новых открытий, экспедиций, экспериментов! Путешествие по Солнечной системе всегда привлекало человечество и

толкало его на исследования неопознанного. Я верю, что когда вырасту, смогу расширить познания в такой науке как астрономия.

А пока я очень рад, что, работая над проектом, сделал один, пусть маленький, шаг в преодолении своих незнаний и помог расширить представления о Солнечной системе своим одноклассникам.

Закончив работу над проектом, я сделал вывод, что каждая планета нашей звездной системы уникальна, и ей есть чем гордиться. А я буду гордиться тем, что живу на самой лучшей планете – Земле, которую обещаю любить и беречь

IV. Список литературы.

1. Д.В. Кошевар Лучшая детская энциклопедия «Космос». Издательство АСТ Москва «РОСМЭН», 2015.

2. Вайнберг А. «Детская энциклопедия Астрономии», ЗАО РОСМЭН-ПРЕСС, 2008.

3. Детская энциклопедия «Астрономия и космос». Издательство «РОСМЭН» Москва 2010 г.