ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ НАСТУПИЛА»
Ефимова Алевтина Алексеевна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 16"
Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.
Задачи: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; 2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; 3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; 4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику, продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения; 5. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.
Оборудование: - картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников) - сюжетные картинки для составления рассказов - мяч - осенние листья
Ход занятия
Приветствие с движениями, дети сидят на ковре в кругу: Здравствуй, небо! - руки вверх Здравствуй, солнце! - руки над головой, описать большой круг Здравствуй, земля! - плавно опустить руки на пол) Здравствуй, планета Земля! - описать большой круг над головой Здравствуй, наша большая семья!- все ребята берутся за руки и поднимают их в вер. Предложить детям отгадать загадки. Листья в воздухе кружатся, Тихо на траву ложатся. Сбрасывает листья сад — Это просто... (листопад) Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный... (дождь) Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи Появились всюду... (лужи) Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это...» (осень) -Ребята, о каком времени года загадки? (Об осени). - Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). - Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, а чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным, обозначим план рассказа. Сначала расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди. Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках. Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Трава пожелтела, птицы стали улетать. - А кто еще знает признаки наступления осени? Осенью часто идут дожди. Бывают первые заморозки. Листья желтеют. - А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».
Игра с мячом Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. - Листья осенью (что делают?) – Листья осенью желтеют и опадают. - Дождь осенью (что делает?) – Дождь осенью моросит, идет. -Урожай осенью (что делают?) – Урожай осенью убирают. - Птицы осенью (что делают?) — Птицы осенью улетают. - Деревья осенью (что делают?) — Деревья осенью роняют листья. - Звери осенью (что делают?) — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Физкультминутка «Осенние листья» Мы листики осенние, На ветках мы сидим (присесть) Дунул ветер - полетели, Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) И на землю тихо сели (присесть) Ветер снова набежал И листочки все поднял (легкий бег по кругу) Закружились, полетели И на землю тихо сели (присесть)
А теперь внимательно посмотрите на картинки. (На доске картинки с приметами осени). Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим предложения. (Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!
Предлагаю вам поиграть в игру:
Релаксация «В осеннем лесу»
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.
- Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?
Радость.
- Почему?
Потому что ранней осенью в лесу красиво.
- А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Устроим листопад?
Да.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.
- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»- Осенью растут грибы? (Да)
- Тучки солнце закрывают? (Да)
- Холодный ветер прилетает? (Да)
- Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
- А букашки прилетают? (Нет)
- Звери норки закрывают? (Да)
- Урожай все собирают? (Да)
- Птичьи стаи улетают? (Да)
- Часто-часто льют дожди? (Да)
- Достаем ли сапоги? (Да)
- Солнце светит очень жарко? (Нет)
- Можно детям загорать? (Нет)
- Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (Да)
Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.