Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о зверях как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; различать понятия «животные», «звери», «дикие» и «домашние».
Метапредметные: учить считывать и понимать информацию из разных источников (фотографии, иллюстрации, учебник, атлас-определитель); активно пользоваться дополнительными источниками информации, показать их необходимость и актуальность; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; развивать познавательные процессы учащихся (развитие восприятия, внимания, мышления, памяти, речи), коммуникативные функции (умение работать в паре, принимать решение и обосновать его).
Используемые педагогические технологии, методы и приемы АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; технология работы в паре; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Продолжительность урока: 35 мин.
Учебник и учебные пособия:
Плешаков А.А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1.
Плешаков А.А. Окружающий мир Рабочая тетрадь 1 класс, М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные ресурсы: карточка с картинками животных для парной работы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Прозвенел звонок веселый.
Мы урок начать готовы
Будем думать рассуждать
И друг другу помогать
- Я желаю вам плодотворно поработать на уроке. А в конце урока мы проанализируем нашу работу: что нового узнали. чему научись. что показалось вам трудным.
Приветствуют учителя.
Личностные: формирование интереса и желания учиться.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Откройте учебник на стр.26. (верхний рисунок)
- Кого вы видите?
- Назовите одним словом.
- На какие группы мы можем их разбить?
- Почему вы так считаете? Назовите основные признаки каждой группы.
Работают с учебником, отвечают на вопросы учителя.
- Животные.
Регулятивные: умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний по изученной теме; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение классифицировать объекты с выделением существенных признаков.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднения; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
- На какой вопрос предстоит сегодня ответить?
(см. тему урока).
КТО ТАКИЕ ЗВЕРИ?
- Посмотрите на животных. Так кто же зверь: мышь или крокодил?
- Почему возникли затруднения?
- Что мы ещё не знаем?
Читают тему урока.
Дети пытаются найти ответ на вопрос.
Гипотезы детей.
Регулятивные: умение формулировать главный вопрос урока, составление плана действий.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные: самостоятельное
формулирование познавательной цели.
IV. Открытие учащимися нового знания.
Цель: умение работать по плану,
выявление особенностей строения зверей.
Цель: умение работать в паре: слышать своего товарища, выполнять его задания, контролировать его действия.
Цель: умение находить признаки зверей, имеющих необычное строение, доказывать это.
А) - Чтобы ответить на вопрос урока, мы должны выявить общие признаки для животных, которые относятся к группе зверей.
- Работать будем по плану.
ПЛАН:
1. Части тела зверей.
2. Чем покрыто тело.
3. Группы зверей.
- Черепаха решила познакомить нас с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери.
1. Зелёные глаза – всем мышам гроза.
2. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
3.Узнать его нам просто,
Узнать его легко.
Высокого он роста
И видит далеко. Иллюстрации на доске.
- Найдите иллюстрации этих животных на стр.26.
- Чем займёмся? (Первый пункт плана)
- Какие части тела вы видите у жирафа?
Б) Работа в парах.
I ряд.- называет части тела кошки, а II ряд– показывает эти части II ряд.- называет части тела коровы, а I ряд– показывает по таблице.
- Сделаем вывод. Какие части тела можно выделить у зверей?
В) - Но, оказывается, бывают исключения. Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычные для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных в учебнике стр.27. Назовите их.
- Обратите внимание на лапки крота. Что в них особенного?
- Почему?
- Лапы крота превратились в лопатки. У крота под землёй есть и спальня и длинные коридоры, где он охотится. Крот роет ходы очень быстро. Он выкапывает ходы к воде – лужам, ручейкам. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает.
- Что необычного в строении летучей мыши?
- Летучие мыши – единственные летающие животные в группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах. Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днём они спят, прицепившись к ветке или скале вниз головой.
- Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела?
- В группе зверей – кит самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. У него нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу.
Чтение плана урока.
Отгадывают загадки.
- Кошка.
- Корова.
- Жираф.
- Голова, шея, туловище, ноги, хвост.
Дети задают друг другу вопросы.
Дети делают вывод.
- Тело каждого зверя имеет разную форму и размер. Но части тела у всех животных одинаковые.
Наблюдают, анализирую. Отвечают на вопросы учителя.
- Крот, летучая мышь, кит.
- Передние лапы большие.
- Он роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.
- Вместо лап – крылья.
- Вместо ног – плавники, шерсти нет.
Регулятивные: умение действовать по плану, оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Коммуникативные: умение согласовывать свои действия и обмениваться информацией с партнёрами.
Познавательные: умение выделять нужную информацию, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию учебника, высказывать предположения, делать выводы.
Цель: умение находить общий признак и формулирование вывода.
Цель: реализация двигательной активности, умение отгадать животное по признаку.
Цель: умение делить объекта на группы, аргументируя свой ответ.
Цель: умение делиться своими ответами, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
Цель:подведение итогов, формулирование вывода.
Г) –Что ещё является общим для всех зверей? Смотрим второй пункт плана.
- Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб. А чем покрыто тело зверей?
- Это тот признак, который является общим для всех зверей.
- Посмотрите на Черепаху внизу страницы. Костюм какой группы животных она надела? Почему?
- Сделаем вывод по второму пункту плана.
- Можем ли мы сейчас точно определить, кто зверь – мышь или крокодил?
Д) Игра «Бал зверей»
- Я называю разных животных. Если вы услышите название зверя, вы приседаете. Если другое животное – стоите на месте.
- Разделите зверей (жираф, корова, кошка) на две группы.
- На какие группы можно распределить зверей?
Сделайте вывод.
Ж) Игра. По очереди называем одно дикое животное, потом одно домашнее.
З) - Можно ещё по какому-нибудь признаку распределить зверей?
- Всё ли мы знаем о зверях?
- Какой вывод можно сделать?
- Подведём итог. Прочитайте тему урока. На какой вопрос мы ответили?
- Поднимите руку, кто знает ответ на это вопрос.
- Кто сделает вывод с опорой на наш план.
-Чем покрыто тело.
- Шерстью.
- Это Костю зверей, потому что можно увидеть на теле шерсть.
Дети делают вывод.
-Тело зверей покрыто шерстью.
- Зверь – мышь, потому что её тело покрыто шерстью.
На слух определяют название зверя.
Объясняют свой выбор.
- Дикие и домашние.
- Звери бывают домашние и дикие.
Приводят примеры.
- Нет.
- Нам это предстоит узнать на других уроках.
Дети делают общий вывод.
- Звери – это животные, которые имеют такие части тела, как голова, шея, туловище, лапы, хвост. Тело зверей покрыто шерстью. Звери бывают дикие и домашние.
V. Первичное закрепление.
Цель: умение работать с иллюстрациями, находить зверя по признаку и обозначать его, развитие вариативности мышления.
А) Работа в парах.
- Обведите в кружок ту цифру, возле которой находится зверь. Попробуйте его узнать.
Б) Проверка по эталону.
В) – Оцените себя:
Зелёный кружок – всё выполнили верно.
Жёлтый кружок – допустили ошибки.
Красный кружок – не справились.
Работа в парах. Рассматривают иллюстрации, самостоятельно выполняют задание.
Проверяют и оценивают свою работ; обсуждение ошибок.
Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, корректировать свою деятельность.
Познавательные: умение применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение владеть диалоговой речью.
VI. Практикум по тренировке умений задавать вопросы.
Цель: учить детей правильно задавать вопросы.
- Про любое животное можно узнать много интересного. Для этого нужно уметь задавать вопросы.
- Вспомните, какие слова мы используем, задавая вопросы?
- Отгадайте загадку:
Отступить врагам пришлось!
Их рогами встретил …
- Подумайте, что бы вы хотели узнать об этом животном.
- У кого возникло желание узнать интересное об этом животном?
- Где можно найти информацию?
- Чем мы можем воспользоваться сегодня на уроке?
Страница 192.
Отвечают на вопросы.
- Как, кто, что, почему, где.
- Лось.
- Кто такой лось? Кто враги лося? Что лось употребляет в пищу? Как лось добывает себе пищу? Как лось спасается от врагов? Где живёт лось? Почему лось сбрасывает рога?
- В энциклопедиях, справочниках
- Атласом-определителем.
Регулятивные: умение удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: умение выделять существенную информацию из справочной литературы; анализ объекта с целью выделения существенных признаков.
Коммуникативные: умение включаться в диалог, умение ставить вопросы для поиска и сбора информации; обогащать свою речь, развивать её.
VII. Рефлексия деятельности
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Подведём итоги. Давайте вспомним,какую цель мы ставили в начале урока?Удалось ли ответить на вопрос урока? Какой вывод вы сделали?
- Как считаете, хорошо ли мы поработали на уроке? Самооценка деятельности.
- Поднимитете, улыбающийся Смайлик кому все удалось на уроке.Грустный – те, кому было трудно, не всё получилось на уроке.
Урок окончен.Спасибо за работу!
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать свою деятельность; умение анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной / неуспешной деятельности; умение выделять и осознавать учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные: умение включаться в диалог и коллективно обсуждать проблему.