Публикации
2023-11-17 13:22 2023

Никольская А.М. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Библиографическое описание:
Никольская А.М. ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ // Современная начальная школа. 2023. № 4 (47). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/47.pdf.

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность информационной культуры. Виды и формы активного внедрение ИКТ в образовательный процесс, как показатель высокого уровня информационной культуры педагога в инновационной среде.

Ключевые слова:образование; информационная культура; информационная среда; информационные ресурсы; детерминированная сфера профессионально-педагогичес-кой деятельности, инновационная деятельность.

Цель статьи: изложить значение применения инновационных технологий в современном образовании, что способствует положительной мотивации учащихся, активизирует их учебную деятельность, повышает интерактивность и эффективность учебной деятельности, совершенствует компетенцию педагога.

Общество, в котором мы с вами живем, часто называют информационным, подразумевая под этим новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Информационное общество – это общество, в котором: в изобилии циркулирует высокая по качеству информация; есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования информации; информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме.

В настоящее время во всем мире произошло осознание роли информации в общественном развитии. Наряду с информационным обществом в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационная среда, информационные ресурсы, информационная культура, как различных групп, так и отдельной личности.

В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить потом через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д.

Вопросы формулировки термина «информационная культура», его объема и содержания рассмотрены в публикациях С.Г. Антоновой, М.Г. Вохрышевой, Н.И. Гендиной, Н.Б. Зиновьевой, Ю.С. Зубова, Н.В. Макаровой, Н.М. Розенберга, А.Д. Урсула и др. Теоретические положения, связанные с формированием информационной культуры педагога в образовательном процессе исследуются в работах А.М. Атаян, Л.С. Волковой, Г.И. Кириловой, Н.А. Коряковцевой, Е.А. Ластовки и др. И это вполне оправданно, поскольку проблема формирования информационной культуры человека касается в первую очередь преподавателя, его собственной культуры в этой области, так как педагог может рассматриваться как своеобразный источник, управляющий, наставник в деле становления информационный культуры поколений.

Современные изменения в информационной культуре обусловили изменения и в профессиональной деятельности учителя, в том числе и учителя начальных классов. Сейчас информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также является значимым показателем его профессионального развития

Успех образования во многом зависит от педагогов, от уровня развития у них информационной культуры.

Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности.

Составляющие компоненты информационной культуры являются:

Ø Знания об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении.

Ø Умение использовать информационное моделирования при решении задач с помощью компьютера.

Ø Умение с достаточной скоростью водить информацию с клавиатуры и работать с графическими программами.

Ø Умение создавать и редактировать документы, в том числе и мультимедийные презентации.

Ø Умение обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц.

Ø Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации.

Ø Умение использовать информационные ресурсы компьютерной сети.

Ø Этичное повеление при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по е-mаil, запрос на использование информации и т.д.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога. Информационно-коммуникационная культура требует, прежде всего, от учителя начальных классов и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе [4].

Педагог начальных классов должен формировать потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни использование инновационных технологий. Педагогу необходимо знать особенности инновационных идей в своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Информационная культура – необходимая составляющая профессиональной культуры современного специалиста, отражающая совокупность принципов и освоенных механизмов профессиональной деятельности в информационном общества, усиливающая профессиональную грамотность учителя знаниями инновационных технологий, умениями и социально-информационным опытом, структурно объединяющим гностический, мотивационный и деятельностный компоненты в реальном и виртуальном взаимодействии преподавателя и учащегося [6].

Уровень информационной культуры педагога начальных классов мы рассматриваем по следующим показателям:

- знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, инновационных технологий, современных средствах коммуникации;

- практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;

- наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;

- активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

Повышение уровня информационной культуры педагога начальных классов:

Ø участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

Ø участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах;

Ø формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

Ø разрабатывать собственные проекты;

Ø использовать при подготовке к урокам, во внеурочной деятельности, проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров; обеспечить использование коллекций ЦОР и ресурсов Интернет;

Повышение уровня информационной культуры педагога начальных классов есть активное внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, что значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видео- поддержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности учителя.

ИКТ компетенции могут включать в себя множество систем умений и навыков, использование многих из них на уроках можно назвать инновационными, например:

· владение определенными навыками для поиска и обработки информации в сети Интернет (gооglе, Яндекс);

· владение навыками поиска аудио и видео материала YоиТиbе;

· владение приемами подготовки учебных материалов: презентаций РоwеrРоint, текстовых файлов в программе Мiсrоsоft Wоrd;

· владением графическим редактором для изменения картинок и фотографий по предмету, например, Раint;

· умение пользоваться электронной почтой;

· умение пользоваться чатом (WhаtsАрр);

· работа с файловыми архивами (ZIР, WinRАR);

· владение облачными технологиями для хранения и передачи файлов (Яндекс Диск, Gооglе Диск или Облако Маil.rи);

· владение программами для проведения видеоконференций, таких как ZООМ;

· владение созданием учебных тестов, например, в Gооglе Формах, Qиizizz;

· использование цифровых технологий музыкальной композиции для исполнения (синтезатор);

· использование программ для написания музыкальных композиций (FLstиdiо, Stиdiо Оnе, Аblеtоn Livе);

· создание видеокастов (аудио или видео лекций в стиле радио- и телепередач);

· создание инфографики (графический способ подачи любой информации – от статистических данных до сложных графиков и схем);

· использование QR-кодов;

· создание опросов с помощью сервиса Рliскеrs с помощью QR-кодов;

· использование игрового сервиса lеаrningаррs, для создания занимательных заданий.

Lеаrningаррs – игровой ресурс для создания ярких заданий с музыкальными отрывками, видео роликами, картинкам очень нравится ребятам. Создавать задания и использовать готовую базу заданий облегчает работу учителя. На сайте создаются задания на классификацию, найди пару, хронологическая линейка, игра «Кто х Детям очень нравятся игровые тесты, созданные с помощью сайта Qиizizz. Qиizizz – яркие, веселые тесты. Для вопросов можно использовать тексты, картинки, фотографии, музыкальные отрывки, длительностью не более 10 секунд. очет стать миллионером», пазлы и многое другое.

Тесты, созданные в Gооglе Формах, позволяют учителю сделать быстрый опрос по теме или использовать тесты в качестве домашнего задания для учащихся. Для создания теста используется сервис Gооglе и Gооglе Формы.

В современной школе расширение многообразия методов, форм и видов налаживания образовательного процесса является приоритетной задачей. Информационно-коммуникативные технологии, объединенные с современным процессом образовательной деятельности, дают возможность значительно приумножить учебный потенциал школьников, произвести правильный выбор и двигаться в соответствии с индивидуальной траекторией развития в доступном и непрерывном образовательном пространстве.

Достоинства использования ИКТ в своей практике я отношу к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

С ИКТ работаю по следующим направлениям:

1. Создание презентаций к урокам.

2. Работа с ресурсами Интернет.

3. Использование готовых обучающих программ.

4. Разработка и использование собственных авторских программ.

ИКТ технологии использую на любых этапах урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.

Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.

В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам,

Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.

В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

Считаю, что педагог начальных классов, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства в использовании инновационных технологий.

Таким образом, информационная культура педагога отличается четкой направленностью на использование информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Информационная культура, должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств психики и личности человека, которые придают профессиональной деятельности педагога отличительные качественные характеристики меняют индивидуальный стиль деятельности, развивают компетентность педагога, повышают его авторитет у учащихся и коллег.

Список литературы.

1.Атаян, А. М. К вопросу о формировании информационной культуры / А. М. Атаян // httрs://www.dissеrсаt.соm/соntеnt/didакtiсhеsкiе-оsnоvу-fоrmirоvаniуа-infоrmаtsiоnnоi-киltиrу-liсhnоsti-v-иslоviуакh-infоrmаti (дата обращения: 11.02.2023).

2.Бондаревская, Е. В. Введение в педагогическую культуру. / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону. 1996. — 109 с.

3. Государственный образовательный стандарт начального образования Донецкой Народной Республики: утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022 г. Nо 21-НП –URL: //httрs://drivе.gооglе.соm/filе/d/11IруQеWсТаWmиLtаiМ0ВFLfеХАJRеtа7/viеw (дата обращения: 20.01.2023).

3.Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод, пособие. / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М.: Школьная б-ка, 2002. - 288 с.5.

4.Зиновьева, Н. Б. Информационная культура личности. Введение в курс: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. - Краснодар, 1996. - 136 с

5.Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога /С.М. Конюшенко U Стандарты и мониторинг. - 2004. - № 3. - С. 41-47.

6.Лазарева Л.И. Информационная культура и инновационная деятельность учителя: монография / Л.И.Лазарева – Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. – 144 с.