ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Комаренко Евгения Александровна старший методист ОГАОУ ДПО "БелИРО", г. Белгород
Проектная и исследовательская деятельности являются неотъемлемой частью образовательной деятельности федеральных государственных образовательных стандартов.
На уровне начального общего образования – это овладение элементарными навыками проектно-исследовательской деятельности.
На уровне основного общего образования устанавливаются задачи по формированию основ культуры исследовательской и проектной деятельности, реализации и общественной презентации результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта.
На уровне среднего общего образования происходит не только совершенствование навыков, сформированных на предыдущих этапах обучения, но и формирование системных представлений и опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования.
В результате происходит поэтапное включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность с целью формирования соответствующих умений и обеспечения преемственности в ее организации на уровнях общего образования.
Каждый уровень образования – это особые возрастно-ориентированные типы учебных проектов и исследований.
На уровне начального общего образования это проектные задачи или мини-проекты, которые носят групповой характер. Для решения проектной задачи обучающимся предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий, требуемых для их выполнения. Проектные задачи широко применяются и в 5-6 классах.
На уровне основного общего образования происходит открытие норм проектной деятельности в виде проектов-проб (5-6 класс), дизайн-проектов или проектов-трансформации (7-9 класс).
На уровне среднего общего образования (9-11 класс) это индивидуальные учебно-исследовательские проекты, в рамках которых разрабатываются уникальные продукты, авторское решение конкретной проблемы, реализуются авторские идеи.
Уровень основного общего образования особенно важен поскольку является фундаментом для успешной реализации индивидуального проекта как части учебного плана в 10-11 классах, отметка за который фиксируется в аттестате о среднем общем образовании.
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования индивидуальный проект:
– обязателен для изучения на уровне среднего общего образования;
– выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом,
– выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;
– является монопредметным или межпредметным;
–должен быть представлен в виде завершенного продукта;
– является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
Темы могут предлагаться как педагогом, так и обучающимися. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося 10-11 класса, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
Для ученика индивидуальный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.
Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Целью проекта является не только создание условий для проведения в образовательных организациях демонстрационных, лабораторных, проектных и исследовательских работ по учебным предметам с использованием современного учебного и научного оборудования, но и достижение эффективного межпредметного взаимодействия. Это взаимодействие организуется не столько в ходе регулярного обучения в рамках классно-урочной системы, сколько в рамках гораздо более свободной по формату проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Индивидуальный проект направлен на решение конкретной проблемы, на создание продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Результатом проектной деятельности по учебному предмету может быть:
– письменная работа;
– художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, сценария, инсценировки, художественной декламации, видеофильма и др.;
– материальный объект (словарь, сборник материалов, иллюстраций, компьютерные развивающие игры и тренажеры по предмету и др.);
– отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Обучающимся можно предложить следующий перечень возможных вариантов конечного продукта: мультимедийная презентация; сочинение-эссе; словарь; справочник; слайд-шоу; фотоальбом; письменный отчет; научный доклад; модель; серия иллюстраций; мультимедийная публикация; рекламный проспект; дневник-путешествие; картограмма; заочная экскурсия; коллекция; таблица; схема; свой вариант.
На уровнях начального и основного общего образования проектная и учебно-исследовательская деятельность реализуется в рамках уроков и внеурочной деятельности и разработка отдельной рабочей программы не обязательна.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования не устанавливает требования к количеству часов учебного плана на реализацию индивидуального проекта. При разработке рабочей программы «Индивидуальный проект» необходимо руководствоваться примерной основной образовательной программой и соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами.
Максимальное количество часов учебного плана на реализацию индивидуального проекта может быть установлено общеобразовательной организацией самостоятельно, поскольку разработка рабочих программ относится к компетенции общеобразовательной организации.
Выбранный объем часов в рамках рабочей программы «Индивидуальный проект» должен быть использован на:
1) конструирование выбора обучающегося;
2) теоретический блок;
3) практический блок.
Общеобразовательная организация должна разработать критерии и показатели, позволяющие определить динамику образовательных достижений каждого обучающегося и уровень освоения обучающимися необходимых навыков.
При оценивании проектной деятельности (в урочной, так и во внеурочной деятельности) на уровнях начального и основного общего образования следует учитывать следующее:
– предметные результаты в рамках учебного предмета оцениваются отметкой и выставляются в классный журнал, во внеурочной деятельности оцениваются для определения динамики образовательных достижений обучающегося;
– метапредметные результаты оцениваются по уровням: базовый или повышенный. Образовательной организации необходимо разработать соответствующие показатели по каждому критерию, шкалу перевода количества баллов в отметку;
– личностные результаты оцениваются как в урочной, так и внеурочной деятельности. Оценка ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
Результатом реализации обучающимися индивидуального проекта на уровне среднего общего образования должна стать сформированность у обучающихся навыков проектной деятельности, позволяющая применять их во внеучебных ситуациях.
Итоговая отметка за индивидуальный проект определяется на основании:
– оценки качества деятельности обучающегося;
– оценки качества результатов учебного проекта/исследования;
– оценки защиты результатов деятельности.
Качественная реализация индивидуального проекта требует наличие определенной документации как у руководителя проекта, так и у обучающегося, установление требований к структуре и содержанию итогового продукта, соблюдение организационных условий. Все это может быть представлено в обязательных для наличия в общеобразовательной организации локальных нормативных актах.
Залогом успешного освоения основной образовательной программы среднего общего образования является приобретение необходимых компетенций на уровнях начального и основного общего образования для проектной и учебно-исследовательской деятельности.