Информатизация системы образования предполагает активное использование компьютерных технологий в процессе обучения. Компьютерные технологии, открытый доступ в интернет становятся также и частью досуга младших школьников. При возможностях положительного влияния на качество жизни интернет-технологий наблюдается определённые трудности в оптимизации средств интернет, а иногда и обратный – отрицательный эффект. Опасным и негативным последствием чрезмерного увлечения интернет-технологиями является развитие интернет-аддикций.
Одними из первых обратили внимание на необходимость изучения интернет-зависимости американские учёные Кимберли С.Янг И. Гольдберг. К.Янг ещё в начале 90-х годов прошлого века разработала специальный опросник, направленный на изучение проявления признаков интернет-зависимости. Было проведено исследование с участием 500 пользователей интернета. Результаты исследования были шокирующими, 80% респондентов проявили признаки интернет-зависимости.
На современном этапе развития общества компьютер является неотъемлимой частью жизни школьников. Проблема интернет-зависимости среди детей становится всё более актуальной с каждым годом, так как современный ребёнок растёт в среде, где компьютер становится средством проведения досуга, поиска информации, общения.
Под интернет-зависимостью следует понимать «навязчивое» (компульсивное) желание выйти в интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из интернета, будучи on-line" [5].
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе применяются термины «кибер-зависимость», «интернет-аддикция», «интернет-зависимость». При обилии и разнообразии наименований специалисты едины в определении поведенческих характеристик, которые можно применить к этому синдрому. Факт отнесения характеристик интернет-зависимого поведения к синдрому свидетельствует о серьёзности обозначенной проблемы.
М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие психологические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
· Невозможность остановиться.
· Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
· Пренебрежение семьей и друзьями.
· Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
· Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.
· Проблемы с работой или учебой.
· Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером [2].
В рамках нашего исследования значимыми являются два первых симптома. В основе отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста низкий уровень самоконтроля [1]. Не сформированы и внутренние регуляторы самоконтроля. Именно эти характеристики могут быть причинами предрасположенности к интернет-зависимости.
Младший школьный возраст является сензитивным для формирования навыков самоконтроля. Поэтому в рамках данного исследования необходимо будет разработать вопрос о формировании самоконтроля как фактора профилактики интернет-зависимости у младших школьников.
Список литературы
1.Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р. Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития. [Текст] // С.Ю.Бенилова, Л.Р.Давидович // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2007. — № 1. — С. 68-72.