Конференции
2023-07-05 14:16 Февраль 2023

СОВМЕСТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩЕГОСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Гриневич Любовь Владимировна
учитель русского языка и литературы
МОБУ "СОШ "Муринский ЦО № 1"

Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях процесса обучения, его структуре и механизме, теории и методике организации учебно-воспитательного процесса, его содержании, принципах, организационных методах и приемах[3]. Педагогическое исследование – это процесс выработки новых актуальных знаний, теоретическое познание в данном случае является системообразующим фактором, обязательным условием исследовательской работы[4]. «Влюбленный в практику без науки словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет», - считал Леонардо да Винчи.

Образовательная деятельность учителя-исследователя имеет ряд особенностей, отличающих его от учителя, использующего репродуктивные методы обучения:

- деятельность в проблемной ситуации - не столько ищет решение, сколько предварительно проектирует и прогнозирует максимально удачные варианты, ищет причины неудач (технология предварительного прогнозирования процесса обучения);

- анализ труда – образованность обучающихся, достижение ими практических результатов;

- определение цели – цели и задачи выстраиваются в виде цепочки причинно-следственных связей на основе реализации потенциальных возможностей обучающихся, их наклонностей, интересов, выбранного профиля учебных дисциплин (технология проектирования); промежуточные результаты трансформируются в целевые условия достижения последующего этапа;

- выбор образовательных методик и технологий - новаторская деятельность: работа «над методикой», «над технологией» как объектом исследования в целях решения проблемы на основе апробации и внедрения;

- выбор форм, методов – использование традиционных и нетрадиционных, отбор на основе поставленной цели и изучения результатов для поэтапной реализации промежуточных задач;

- организация педагогической деятельности – решается образовательная проблема, выстраивается педагогическая система;

- использование достижений ученика – оценка не только деятельности обучающегося, но и оценивание эффективности пошаговых действий на пути реализации образовательных технологий, целей исследования.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом[1]. Исследовательская деятельность есть такая форма организации работы, которая связана с решением обучающимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Главная идея исследовательской деятельности – развитие познавательных интересов и критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве[2].

Творческая исследовательская деятельность обучающихся в педагогике рассматривается как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков.

Исследовательская работа представляет собой самостоятельно или под руководством учителя проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение применять их для решения конкретных практических задач[5]. Работа выполняется с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеет полученный с помощью этой методики собственный практический материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части:

- научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний;

- учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат; такая деятельность направлена на обучение школьников, развитие у них исследовательского типа мышления.

Под «исследовательской деятельностью обучающихся» понимается такая форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой обучающиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организуемом (направляемом) учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом[2]. Именно исследовательский подход в обучении позволяет обучающимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у обучающегося умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Суть исследовательской работы – сопоставление данных первоисточников, творческий анализ, интерпретация данных, производимые на основании анализа новые выводы.

Исследовательская деятельность позволяет развивать у обучающихся в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции, учит школьников

- самостоятельно приобретать знания;

- использовать приобретенные знания для решения новых практических и познавательных задач;

- вырабатывать на основе усвоенных приемов исследовательской деятельности собственные когнитивные стратегии, в которых заключены развитые умения и навыки регуляции учебно-познавательной деятельностью;

- формировать ценностные ориентации и мотивы познавательной деятельности.

Формирование компонентов исследовательской культуры в нашей совместной деятельности осуществляется поэтапно.

№ п/п

Этапы

работы

Деятельность

обучающегося

Деятельность

учителя

1

Ориентирования

Обсуждает проблему с учителем и получает при необходимости дополнительную информацию.

Исследовательские умения и навыки – библиографирование, реферирование, цитирование, использование технических средств для переработки информации.

Мотивирует, помогает в определении темы, идеи, задач, гипотезы, объекта, предмета.

2

Планирования

Вырабатывает план действия. Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Выбирает и обосновывает свои критерии и показатели успеха исследовательской работы.

Прогнозирование результатов.

Наблюдает за деятельностью обучающегося, оказывает методическую поддержку, фасилитирует.

3

Реализации и контроля

Выполняет исследование, оформляет работу, производит самоанализ работы и самооценку деятельности. Выступает публично.

Сравнение результатов, оценка практической эффективности исследования, обоснование выводов, подготовка доклада, анализ выполненной работы.

Косвенно руководит деятельностью обучающегося, консультирует, направляет процесс анализа, редактирует, оценивает усилия обучающегося, его креативность, определяет потенциал продолжения работы, перспективы, качество выступления.



Основная функция учителя в ходе исследования – координатор и партнер обучающегося. Искусство учителя при выборе темы обучающимся состоит в том, чтобы помочь школьнику сделать такой выбор, который он считал бы своим.

Учитель-руководитель ученической исследовательской работой осуществляет следующую деятельность:

● проводит наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся, мониторинг в динамике уровня развития творческих способностей;

● предоставляет возможность совершенствовать способности в совместной деятельности с руководителем, разрабатывает гибкие индивидуальные программы для обучающихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена;

● составляет примерный перечень исследовательских работ;

● создает положительную мотивацию к работе через постановку актуальной проблемы, ориентирует начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы.

● оказывает помощь обучающимся в выборе тем для исследования, совместно с обучающимся анализирует проблему, знакомит с методами исследования;

● составляет вместе с обучающимся рабочую программу исследования;

● осуществляет помощь в отборе необходимых методов исследования, текущее руководство, промежуточный контроль и коррекцию выполняемой работы; оказывает методическую, организационную помощь в проведении исследования;

● оказывает помощь при подготовке к выступлениям на научно-практических конференциях различного уровня.

Умение анализировать и систематизировать информацию (как добытую самостоятельно, так и найденную другими) – интеллектуальное умение, и этому также следует обучать школьников, без этого не может быть настоящего исследователя. «Исследуй всё, пусть для тебя на первом месте будет разум, предоставь ему руководить собой» [4].

В современных условиях возрастает ответственность школы за интеллектуальное, творческое развитие обучающихся. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них, на мой взгляд, - технология организации исследовательской деятельности обучающихся. Педагогический опыт убедил меня в использовании данной технологии для успешной реализации обучающимся своих потенциальных способностей.

Мотивами моей исследовательской деятельности можно считать следующие:

- понимание необходимости совершенствования методических знаний и умений;

- стремление повысить эффективность образовательного процесса;

- пополнение знаний в области психолого-педагогической науки;

- анализ и обобщение педагогического опыта, в том числе своего;

- внедрение в свою профессиональную практику идей передового опыта, рекомендаций психолого-педагогической науки;

- самостоятельное решение образовательных ситуаций;

- прогнозирование образовательного воздействия.

В ходе работы над данной темой мною были определены этапы исследовательской педагогической деятельности.

1. Подготовительный:

● изучение состояния объекта исследования;

● анализ опыта и проблем, потребностей педагогического процесса;

● определение объекта, предмета, цели, задач исследования;

● изучение теоретических основ, опыта работы коллег по проблеме;

● отбор методов исследования;

● разработка плана по реализации цели.

2. Практический:

● пошаговые действия на практике (создание, систематизация, отработка, апробация);

постоянная корректировка плана на основе промежуточных результатов.

3. Обобщающий:

● анализ результатов;

● рефлексия.

4. Внедренческий:

● распространение опыта;

● переход к последующему исследованию для уточнения и углубления результатов;

● публикация.

Применение методов исследовательской деятельности позволяют прогнозировать ожидаемый результат: от учебной мотивации через повышение качества к творческой реализации обучающегося. Меня как учителя словесности привлекает прежде всего та деятельность, которая позволяет формировать у обучающихся самостоятельность, рефлексивность, индивидуальность, творческую активность.

Стержнем исследовательской деятельности является проблема, значимая для школьника, на решение которой направлена поисковая деятельность обучающегося. Он должен самостоятельно или с помощью учителя определить цель и задачи работы, решить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся для решения проблемы, что и в какой последовательности он должен сделать, как проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность.

Активное сотрудничество обучающегося и учителя в ходе исследовательской работы принципиально меняет технологию получения знаний: школьник, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска. Очень важно, чтобы у руководителя была разработанная им долгосрочная программа исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий и возможностей для успешной работы.

Важная часть работы руководителя, от которой зависит успех совместной исследовательской работы, - подготовка обучающегося к исследованию. «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия в хотя бы самой маленькой поисковой работе» [4].

Организуя работу обучающихся, я исхожу из того, что школьники должны иметь возможность не только получать определенные знания по русскому языку, но и проявить свои креативные способности, попробовать себя в различных видах деятельности.

Если мы хотим, чтобы процессы саморазвития, самореализации обучающегося проходили интенсивно, надо стимулировать его исследовательскую деятельность, поддерживать в нем жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать решение, истину. Одной поддержки учителя недостаточно. Школьника надо учить специальным умениям и навыкам исследовательской деятельности, которые он будет применять самостоятельно.

Исследование, поиск вовлекает обучающихся в активную мыслительную деятельность, несет радость открытий, поднимает его в собственных глазах и глазах товарищей, заставляет внимательно присматриваться к окружающему миру, пробуждает интерес к познанию, творчеству.

Литература

1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М., 2000.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., Вербум-М, 2001.

3. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Пособие для педагога-исследователя. – Самара. Издательство СамГПИ, 1999.

4. Савенков А.И. Учебное исследование. – М., 2003.

5. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности// Практика административной работы в школе. – 2006. - № 6.