Пустовая В.В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Библиографическое описание: Пустовая В.В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 9 (52). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/52.pdf.
I. Что такое функциональная грамотность?
Человек боится покидать так называемую «зону комфорта». Это требует усилий, смелости, времени, затрат и т.д. Но если не идти в развитие добровольно, жизнь заставляет сделать это более сложным путём.
Все люди, получившие общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование умеет считать, но почему, же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам по инвестициям), и даже не даём себе труда понять суть проведённых ими расчётов? А потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте нужно возвращать с огромными процентами.
Функциональная безграмотность (читательская, естественнонаучная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.
В наше время приходится следовать совету Чёрной королевы из сказки Льюиса Кэрролла «…Бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте. Если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»
Только развиваясь сам и понимая для чего, учитель сможет научить ученика думать, а потом действовать. А не наоборот.
Проблема
То, что большинство знаний школьной программы никогда не пригодится в жизни – это половина проблемы, бОльшая проблема в том, что школа практически не даёт знания, которые реально пригодятся и помогут добиться успехов в будущем. Большинство изучаемых тем оторваны от жизни. А все задачи в основном закрытые (то есть с одним правильным ответом), в то время как в жизни, нам наоборот, приходится решать открытые задачи, где правильных ответов может быть множество. В открытых задачах человеку приходится мыслить не готовыми шаблонами, а самому анализировать, сравнивать, делать выводы, основываясь на фактах и принимать самому логичные решения. Если научить этому ученика, можно значительно облегчить ему жизнь.
Функциональная грамотность простыми словами- это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
II. Содержание функциональной грамотности младших школьников
Основы функциональной грамотности закладываются ещё в начальной школе. На этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. Для решения данной задачи также эффективна организация внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» и использование электронных образовательных ресурсов. Слайд
Надо отметить, что для всех заданий на функциональную грамотность характерны альтернативные решения, которые не только допустимы, но порою необходимы. А в случае задач на креативное мышление – это требование является обязательным. На каждом уроке для развития функциональной грамотности, необходимо включать задания междисциплинарного характера с жизненными ситуациями, задавать вопрос: «Где мы можем применить наше знание? В какой ситуации реальной жизни нам это знание понадобиться?» Слайд. Так, например, на уроках русского языка по теме «Пишем письмо», мы не просто поговорили об этом, но и реально применили: письма были написаны и отправлены по почте ученикам такого же 2 класса школы на Дальний восток в г. Комсомольск- на Амуре. Ответы, которые получили дети, вызвали большое количество эмоций и желание самостоятельно общаться с другом по переписке.
Слайд повтор. На уроках чтения, знакомясь с произведением, использую комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль.
Кроме того, по ходу чтения спрашиваю у учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся «читая между строк» понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.
Прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, спрашиваю у учеников: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?». Таким образом, легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций — этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное.
Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, даю им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел.
Читательская грамотность в данном контексте не является синонимом начитанности или хорошей техники чтения, это способность понимать, использовать, анализировать прочитанное.
На уроках математики решаем текстовые задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.), нестандартные задачи. Проигрываем задания, например, «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. В математической грамотности важно умение вычленить проблему, формулировать, применять имеющиеся математические знания, оценивать результаты с позиции математики и реальной проблемы.
На уроках окружающего мира использую задания с пропусками, на классификацию, кроссворды.Любую тему завершаем практическими выводами, которые необходимо сформулировать на уровне понимания ученика. В естественнонаучной грамотности – важно давать научное объяснение, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и делать выводы.
В заданиях на функциональную грамотность нет простых вопросов по типу «выбери правильный вариант ответа». Всегда то или иное задание вплетено в конкретную жизненно важную для ученика ситуацию. В этом принципиальное отличие заданий, способствующих формированию функциональной грамотности от традиционных заданий, которые практикуются в школах.
Внеурочный курс
Внеурочный курс «Функциональная грамотность» так же важен в решении поставленной задачи. Программа курса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Занятия проводятся по нескольким блокам:
ü читательская грамотность;
ü математическая грамотность;
ü финансовая грамотность;
ü естественнонаучная грамотность.
Героями всех занятий являются лесные животные (белка, медведица, зайчиха) вместе с которыми учащиеся решают проблемные ситуации, ставят эксперименты, делают выводы и пр.
Сегодня мы видим огромное количество информации, зачастую противоречивой. Умение анализировать, критически мыслить, делать выводы – важно учится уже с начальной школы. С первого занятия ребята были поражены тем, что не всегда прочитанный текст несёт однозначную информацию.
Так, прочитав рассказ М. Пришвина «Беличья память», в рамках блока читательской грамотности, учащиеся были уверены в феноменальной памяти белки. Затем изучили научно- познавательный текст, из которого следовало, что память у белки плохая. Работая над вопросами по содержанию прочитанных текстов, сопоставляя их, ребята пришли к выводу, что автор текста может выражать свои чувства и эмоции, в отличие от текста энциклопедии. И прежде, чем делать те или иные выводы по поводу прочитанного, следует чётко понимать разницу между художественным и научно- познавательным текстами, уметь вычленять главное, искать нужную информацию. Слайд.
Работая с блоком заданий по математической грамотностислайд. Ребята учатся читать таблицы, диаграммы, календарь, различать ложные и истинные высказывания и пр. Слайд.
На занятиях, посвященных финансовой грамотности, учащиеся познакомились с историей возникновения денег, правилами использования повреждённых денег, банковскими картами, понятиями «кредит», «вклад», рассуждать как поступать в различных ситуациях при покупке товаров, не тратить напрасно деньги.
В рамках блока естественнонаучной грамотности мы наблюдали и проводили простейшие эксперименты с яблоком, мёдом, овощами, песком и глиной. Так, например, принято считать, что в яблоке много железа и темнеет оно на срезе именно по этой причине.
Опыты и наблюдения, которые провели ребята, доказали ошибочность этих суждений.
1.Опыт с яблоком и лимонным соком (объяснили, почему яблоко темнеет)
2. Опыт с яблоками различными по размеру (объяснили, почему яблоко плавает)
3. Опыт с неодимовым магнитом (объяснили, почему яблоко отталкивается от магнита)
А выполняя опыты с мёдом, учащиеся научились различать свойства настоящего и поддельного мёда.
По результатам проведённых наблюдений и опытов учимся делать выводы.
Параллельно с работой внеурочного курса, работаем на платформе Яндекс. Учебник. Курс Яндекс. Учебника «Работа с информацией» построен таким образом, что педагог может наладить планомерную работу по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы уже с 1-го класса. Курс является частью Марафона по функциональной грамотности.
Учащиеся решают задания на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. С ними ребята сначала учатся ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. С помощью этих заданий дети учатся внимательно относится к информации, представленной в текстовом источнике, и сравнивать её с информацией, известной на основании личного опыта. Для ответа на вопрос важна информация, данная в тексте, и она не всегда совпадает с личным опытом ребёнка (с его знаниями и представлениями).
На платформе Учи. ру, в конце учебного года, планирую провести диагностику функциональной грамотности. Диагностика позволяет каждому ученику видеть свою индивидуальную траекторию развития, оценивать свой результат.
III. Вывод
Материал для формирования функционально грамотности можно найти буквально под ногами. На стенах (объявления), в почтовых ящиках (афиши, рекламы), в парке отдыха (схема парка, карта) и в учебниках по предметам. В любом задании можно найти «зёрнышки» функциональной грамотности, которыми можно воспользоваться.
Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – это обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать независимо от планов и мониторингов вышестоящих организаций, преодолевая сложности и риски, радуясь успехам. Работа должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, проводиться системно. Слайд. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения, совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.
Библиографический список
1. Авдейчик, Е. А. Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных класса средствами ОС Л. В. Занкова [Электронный ресурс] / Е. А. Авдейчик // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014.
2. Алексеева, Е. Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий.
3. Акушева, Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г.Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 49-51.
4. Базарнова, Е. Н. Формы работы на уроках математики в процессе решения текстовых задач [Электронный ресурс] / Е. Н. Базарнова // Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»». – 2014. – 4 сентября.
5. Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
6. Технология управления качеством в общеобразовательной школе. Биоинформатика и Синергетика. Технологические карты. Ф.Я. Вассерман.