ШАБЛОН ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КРАТКОСРОЧНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Старикова София Викторовна методист Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «На Ленской»
В данном документе представлен типовой шаблон по созданию краткосрочной программы с комментариями и рекомендациями к некоторым пунктам.
Этот документ могут использовать как педагоги, так и методисты для создания и проверки программ.
У многих возникают проблемы именно с пояснительной запиской и понимаем структуры общеразвивающей программы. Именно эту проблему решает данный шаблон.
Направленность (Какая направленность? Почему именно такая?): _____________________
Адресат программы (Для кого предназначена программа: возраст, пол, группа здоровья, специфические навыки и умения): _________________________________________________
Актуальность программы (Почему это интересно для района и ДДЮТ?): ________________
Отличительные особенности программы/ новизна (при наличии) Вданном разделе следует обосновать своеобразие программы, принципы отбора содержания, ключевые понятия, указать, чем программа отличается от предыдущей версии или от уже существующих в данном направлении. Отличия могут быть и в постановке образовательных задач, и в построении учебного плана, и в содержании занятий, и в используемых технологиях, и в оценочных средствах, и в изложенных основных идеях, на которых базируется программа (Характерные свойства, основные идеи, черты, отличающие данную программу: 1) от предыдущего варианта данной программы или 2) от других, уже существующих в данной области программ.): ________________
Уровень освоения Может быть разным:
На общекультурном уровне:
1. формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся;
2. удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
4. укрепление здоровья
5. организация свободного времени
Углубленный уровень
1. профессиональная ориентация; повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования;
2. участие в городских и всероссийских мероприятиях;
3. наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях;
4. наличие выпускников, продолживших обучение по профилю.: ___________________
Объем и срок освоения программы (Программа рассчитана на 14 дней летнего периода, общее количество часов – 15, количество часов в неделю – 5 часов.): _________
Цель (Конкретный, характеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который возможно достичь к четко определенному моменту времени. Отглагольное существительное) изадачи программы (Цель программы: Формирование представления о архитектуре Санкт-Петербурга второй половины ХVIII века.
Обучающие: познакомить с архитектурными стилями ХVIII века.
Развивающие: развивать интерес к архитектуре Санкт-Петербурга.
Воспитательные:формировать бережное отношение к архитектуре.): ____________________
Планируемые результаты (Должны соответствовать задачам)
Предметные: (Обучающие): Смогут рассказать об архитектурном стиле ХVIII века.
Метапредметные: (Развивающие): Смогут высказать мнение об архитектуре Санкт-Петербурга.
Личностные: (Воспитательным задачам): Будут понимать ценность архитектуры Санкт-Петербурга. ____________________________________________________________________
Организационно-педагогические условия реализации:
Язык реализации (Может осуществляться на государственном языке РФ): _________________
Форма обучения (Очная/ очно-заочная форма): ________________________________________
Особенности реализации (Сведения об организации и проведении массовых мероприятий, создании необходимых условий для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) в рамках реализации ДОП (при наличии).
Особенности организации образовательного процесса: особое построение содержания и хода освоения программы, описание этапов, модулей, ступеней прохождения программы и т.п. Особенности организации образовательного процесса для различных категорий учащихся характеризуются с учетом их психолого-педагогических особенностей, особых образовательных потребностей.): ___________________________________________________
Условия набора и формирования групп Принимаются все желающие или набор производится на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в данной области деятельности и т.д. При проведении отбора необходимо указывать параметры и критерии оценки результатов.): ___________________________________________________
Формы организации и проведения занятий (Непосредственная образовательная деятельность, кружковая работа, физкультурно-оздоровительная работа, прогулки, походы, экскурсии, сюжетные игры, дидактические игры, художественная деятельность, опытно-исследовательская деятельность и т. д.): _____________________________________________
Материально-техническое оснащение (Сведения (в том числе количественные) о наличии оборудованных учебных кабинетов для проведения теоретических и практических занятий, средств обучения и воспитания (оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, специальное и спортивное снаряжение, программное обеспечение (компьютерное) и т.д.), о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.): ________________________________________________________________________________
Кадровое обеспечение (Если для реализации программы необходим дополнительный узкопрофильный специалист.): _____________________________________________________
УЧЕБНЫЙПЛАН
№
Темы
Количество часов
Дата
Формы организации
занятий
Форма аттестации и
диагностики
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
Беседа, показ, просмотр, встреча или интервью с деятелем искусства;
исполнительское занятие (тематическое или предметное);
Опрос, тестирование, защита выполненной работы, практическая работа, доклад, сообщение и т.д.
2.
3.
4.
5
6
Итоговое занятие.
Итого.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения
Дата начала занятий
Дата окончания занятий
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество учебных часов
Режим занятий
Указывается кол-во лет
От 8 до 36 часов
Необходимо указать количество и продолжительность занятий в неделю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Содержание
1. Тема «Архитектурные стили»
Теория (Телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.)
Практика (Телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему (без методики), называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.)
Чтение подобранной литературы. Зарисовка особенностей стилей. Создание макета в одном из стилей – индивидуальная консультация.
2. Тема «_______»
Теория
Практика
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Методические материалы
В данном разделе должны быть представлены:
· Используемые практики, технологии и методы (современные педагогические, информационно-коммуникационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач программы;
· дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы;
· информационные источники:
1. Списки литературы для разных категорий участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей, включающие учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники), художественную и психолого-педагогическую литературу.
2. Интернет-источники – названия и адреса образовательных и профессиональных сайтов, расположенных в сети Интернет, используемых педагогом в образовательном процессе и рекомендуемых учащимся и родителям.
Списки оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
Оценочные материалы — перечень и краткое описание форм, порядка и периодичности текущего контроля, промежуточной аттестации и итогового оценивания (описание диагностических методик, критериального аппарата и других материалов, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов, а также форм фиксации предметных, метапредметных и личностных результатов). Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной и текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговый контроль.
Важно! При проведении контрольно-оценочных процедур, особенно на начальных уровнях, в фокусе внимания должен оказаться индивидуальный прогресс обучающегося.
В зависимости от направленности программы формами контроля могут быть следующие: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретенных навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачет, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях и др.
Широкое распространение должен получить инструмент аккумулирования различных результатов оценивания - индивидуальное портфолио, включающее планы, рефлексию учащегося, свидетельства достижений и прогресса, в том числе «бейджи». Бейдж - «жетон», в т.ч. цифровой, подтверждающий факт получения достижения, определенных результатов. Поддерживается также использование различных форм самооценки и взаимооценки учащихся, в том числе через организацию представления (презентацию) и обсуждения работ (продуктов), в ходе которых у учащихся формируется способность видеть и принимать культурное и индивидуальное разнообразие, уважать мнение других, работать в команде и др.