Публикации
2023-09-22 15:24 2021 (№ 17-31)

Лукашова Е.Г. ИГРОВОЙ АТРИБУТ «ОСТРОВОК НАСТРОЕНИЯ»

Библиографическое описание:
Лукашова Е.Г. Игровой атрибут «Островок настроения» // Современная начальная школа. 2021. № 23. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/23.pdf.

«Логика есть анатомия мышления».
Джон Локк

Опыт моей работы в дошкольном учреждении позволяет сказать, что проблема логического мышления является наиболее распространенной и актуальной в настоящее время. Познакомившись в свое время с игровым атрибутом «Островком настроения», я решила применить его в развитии у ребенка логического мышления, так как первостепенно он был направлен на развитие эмоционально – личностной сферы у дошкольников. Ведь помимо эмоционально – личностной сферы необходимо развивать и другие психические процессы: память, внимание, мышление, пространственное представление.

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке, сидя на полу или на траве. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений.

На мой взгляд, внедрение «островка настроения» в повседневную жизнь дошкольника поможет развитию важных мыслительных операций, которые являются основной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

И теперь я хочу вам представить некоторые игры, которые можно применить в своей деятельности, используя «Островок настроения».



Рисунок 1. «Логическая клумба»

Игра 1. «Логическая клумба». Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Материалы: островок настроения 3/3, изображения предметов по три.

Цель: тренировать умение решать и соотносить логические задачи.

Задачи: развитие логического мышления дошкольников. Сформировать опыт осмысления собственной деятельности.

Инструкция:

На «островке настроения» детям раскладывается первый ряд изображений (бабочка, божья коровка, листочек). Взрослый обращается к детям: - Вы должны разложить изображения на островке так, чтобы ни в одной строке или столбике они не совпадали. Далее можно островок настроения увеличивать, а задания усложнять по количеству рядов и столбиков до 9-12.

Игра 2. «Расположи правильно». Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие логического мышления.

Материалы: островок настроения 4/4, стрелки (4 шт. вверх, вниз, вправо, влево), обитатели водоема по 5 шт. разного вида (Изображения предметов и их количество могут быть совершенно разные. Можно использовать изображение предметов по теме недели: цветы, фрукты, овощи).

Задачи: формировать представления о предметах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание. Закреплять направление (вправо, влево).

Инструкция взрослого: в свободных клетках полодии предметы (фигуры) так, как показывают тебе стрелки сверху. Данную игру можно усложнить количеством стрелок, добавив к уже имеющимся еще диагональное направление (диагональная стрелка вверх вправо, диагональная стрелка вниз влево и т.д.).



Рисунок 2. «Расположи правильно»

Игра 3. «Расшифруй загаданное слово». Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Материалы: островок настроения 4/4, схема направлений (количество схем соответствует количеству букв в загаданном слове), буквы.

Задачи: развитие логического мышления дошкольников. Сформировать опыт осмысления собственной деятельности, ориентировки в пространстве.

Инструкция:

На «островке настроения» лежат перевернутые на бумаге буквы. Каждому ребенку раздается определенная схема, по которой он должен следовать, чтобы найти букву. В данной игре ребенок может ходить по островку самостоятельно, следуя данной схеме или работать в паре. Один ребенок направляет другого по направлению, по которому необходимо следовать, чтобы найти нужную букву. После того, как дети соберут все буквы, они должны составить слово, которое загадано.



Рисунок 3. Поле «Островка настроения»

В данной игре важно, чтобы ребенок стоял к полю лицом (начало пути отмечено белой полоской или крестиком). Ребенок перемещается по полю только по ходу своего передвижения, без поворотов вокруг себя. Главная задача каждого из детей, чтобы ребенок, находящийся на поле не «вышел» за пределы островка. Для усложнения игры данной игры можно использовать схемы со стрелками в направлении «наискосок».



Рисунок 4 и 5. «Схема прохода»

Игра 4. «Найди спрятанные слова». Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

В

У

П

Л

О

Л

О

М

Д

К

Р

Е

А

Ь

Т

Л



Рисунок 6. Схема расположения букв на «островке настроения»

Материалы: островок настроения 4/4, буквы формата А4.

Задачи: развитие логического мышления дошкольников. Развитие зрительного восприятия, концентрации внимания.

Инструкция:

На «островке настроения» лежат распечатанные буквы формата А4. Взрослый предлагает детям найти на нашем «островке настроения» спрятанные слова. Слова можно читать как горизонтально, так и вертикально. Для усложнения можно разгадывать слова и в диагональном направлении: снизу - вверх, сверху - вниз.

Используемая литература:

1 Развивающие игры с использованием «Островка настроений». Королева С.В., Егорова О. С., Москва, 2009.

2 Научный руководитель образовательной системы «Школа 2000...» доктор педагогических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования Л. Г. Петерсон. Москва, 2020.