ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Водяная Екатерина Владимировна заведующий отделом, педагог-организатор Водяной Алексей Юрьевич методист ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества», г. Белгород
Сегодня дополнительное образование детей – ключевой элемент российского образовательного пространства, направленный на развитие мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству, труду и спорту; создающий возможность для поиска и обретения человека самого себя, своего места в обществе и в жизни, для своего личностного и профессионального становления. Профессиональное становление личности – это активная деятельность самого человека (профессиональное самоопределение) ипомощь со стороны, которая позволяет личности, учитывая её склонности, интересы, цели и намерения, а также способности, знания и умения лучше ориентироваться в мире профессий (профориентация).
Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования С.В. Чистяковой «реальностью ХХI века становится не просто смена профессий в течение жизни, а комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций. … для значительной части людей не так важно будет найти свою нишу на рынке труда, сколько уметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут». И система дополнительного образования способна сформировать у обучающихся фундамент необходимых профессиональных компетенций, которые позволят в будущем сконструировать индивидуальный профессиональный маршрут, реализовать себя в самом широком спектре трудовой деятельности.
Традиционно учреждения дополнительного образования представляют большой спектр услуг для всестороннего развития личности, удовлетворения творческих и образовательных возможностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного становления через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Работа по профессиональному становлению личности строится на основе целевого, мотивационного, информационного, деятельностного, творческого и диагностических компонентов в соответствии с этапами профессионального самоопределения личности (подготовительного, формирующего, заключительного) по следующим направлениям: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
В основе целевого компонента лежит понимание обучающимися 5-6 лет общественного значения труда; для обучающихся 7-12 лет основной целью профориентации является формирование основ выбора профессии, положительных мотивов трудовой деятельности, первоначального интереса к каким-либо профессиям; для обучающихся 12-14 лет – формирование профессиональной направленности на определённую профессию или группу профессий по профилю объединения; для 15-16 лет – формирование профессионального самосознания, т.е. умения соотнести свои профессиональные предпочтения со своими возможностями и потребностью рынка труда.
Мотивационный и информационные компоненты предполагают реализацию мероприятий по активизации процесса самоопределения обучающихся, по формированию у них потребности в подготовке к выбору будущей профессии, информированию обучающихся о профессиях, о значении и приемах составления личного профессионального плана. Деятельностный компонент направлен на формирование у обучающихся как общетрудовых, так и специальных знаний, умений и навыков в интересующей их профессиональной деятельности, осуществление профессиональных проб по профилю объединения. Творческий компонент подразумевает овладение элементами творческой деятельности в процессе практической работы, а диагностический компонент предполагает одновременное осуществление контроля над ходом решения профориентационных задач со стороны педагога и самоконтроля обучающихся за правильностью выполнения учебных операций, динамикой профессионально важных личностных качеств и т.д.
Работа по профессиональному становлению являются неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы, представляющей собой систему психолого-педагогических мероприятий и мероприятий информационно-просветительских, диагностических, консультационных и обучающих направлений. И эта система мероприятий направлена на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося.
В объединениях учреждений дополнительного образования должна быть создана образовательная среда, обеспечивающая творческое развитие личности ребёнка и его профессиональное самоопределение. Педагог выступает и психологом, и наставником, и профконсультантом, который стремиться помочь обучающимся осознать свои индивидуальные склонности и способности, развить профессиональные интересы, используя виды деятельности: образовательный (реализация программы, в том числе организация и проведение занятий, направленных на формирование у детей общетрудовых, профессионально важных навыков); воспитательный (индивидуальные и групповые профориентационные занятия, тематические профориентационные экскурсии или встречи и т.п., реализация мероприятий информационно-просветительского направления (встречи со специалистами, познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки, учебные фильмы и видеофильмы, использование СМИ, различные ярмарки профессий) ); социально-педагогический (развитие познавательного интереса, творческой направленности личности, с использование технологий проектной деятельности, методов командной работы, игровых методов; проектировании индивидуальной образовательной траектории, моделировании вариантов профессионального становления, анализе собственных достижений, составлении собственного портфолио, содействует выбору ребёнка); коррекционно-развивающий вид деятельности (педагогические наблюдения за развитием склонностей детей, определение степени выраженности профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор (реализация мероприятий диагностического и консультационного направлений); управленческий вид деятельность (организация разнообразных видов деятельности обучающихся, в том числе привлечение родителей к профориентационной работе).
Так в хореографических и вокальных коллективах традиционноведётся работа по выявлению талантливых детей, ранней профессионализации и ориентации на деятельность в сфере профессионального и любительского художественного творчества. Образовательный процесс основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства и музыкальной грамоты, грамотно подобранного репертуара, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. В коллективах каждый обучающийся имеют возможность реализовать свой личностный потенциал в социально значимой деятельности: выступления на концертах и праздничных мероприятиях города, региона, участие в конкурсах, фестивалях различного уровня, участие в делах коллектива; помимо самореализации обеспечивается его активное включение в жизнь общества. Безусловно, не все обучающиеся в дальнейшем выбирать профессию хореографа или вокалиста, артиста самодеятельного коллектива, однако занятия хореографий и вокалом позволяют удовлетворять:
· творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности обучающихся, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности,
· познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний;
· коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
· компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
· досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.
В объединениях декоративно-прикладного и изобразительного творчества педагоги формируют у обучающихся художественный вкус, развивают мелкую моторику, усидчивость, трудолюбие, наблюдательность, умение доводить начатое дело до конца и т.п., знакомят обучающихся с профессиями: художник, дизайнер, архитектор, художник-оформитель, мультипликатор, скульптор, иллюстратор и др. Полученные знания гармоничных цветосочетаний, способов декоративной отделки предметов, конструктивной основы формы и др. обучающиеся смогут применить в повседневной жизни, например, при выборе одежды, создании интерьера своего дома.
На занятиях театра-студии модыдети постигают азы шитья, технологии создания одежды, изучают стилистику, историю костюма, материаловедение, машиноведение, конструирование, моделирование и технологию швейных изделий. Все это помогает узнать о таких сферах деятельности как стилист, историк моды, ткацкое производство, швейных изделий, модельер-технолог, портной, швея. В ходе моделирования и изготовления предметов одежды, аксессуаров обучающиеся учатся общаться с предметами и средствами труда, осваивают технологии производственных процессов. Проектируя и создавая коллекции, обучающиеся знакомятся с особенностями и традициями народного творчества, работе с кожей, росписи тканей, основами создания оригинального сценического образа в целом. Тем самым примеряют на себя профессии дизайнера одежды, вышивальщицы, прикладника, кожевенника, колориста, парикмахера, визажиста и даже фотографа. Занятия по сценическому движению, хореографии, дефиле, актёрскому мастерству, фотопозированию открывают двери в такие профессии как танцор, хореограф, фотомодель, актёр, режиссёр.
Театральная деятельность позволяет не только соприкоснуться с миром искусства, но и познакомиться со многими профессиями, представители которых принимают участие в подготовке спектакля. Стоит отметить, что ребята на занятиях не просто знакомятся с театральными профессиями, но и сами «примеряют» их на себя. Например, при подготовке новогодних спектаклей, обучающиеся вместе с педагогами могут быть одновременно и актерами, и режиссерами, и художниками, и сценаристами, и музыкантами. Один из девизов педагогов – «чем больше ребёнок сможет получить знаний и навыков, тем легче ему будет принимать решения в жизни при выборе профессии, тем менее он будет уязвим в наше время – время постоянных изменений».
Информационные технологии уже не первое десятилетие возглавляют рейтинг самых востребованных отраслей. Каждый год в ней появляются новые направления и тренды, требующие привлечения новых специалистов. Занятия по изучению фотоискусства, программирования, компьютерного моделирования, телевидения – это не только изучение прикладных компьютерных программ, но и возможность попробовать себя в различных профессиях: оператор, сценарист, монтажёр, продюсер, SMM-менеджер и др. Выполняя творческие проекты, снимая видеоролики, монтируя программы, ребята становятся компьютерными художниками, дизайнерами, разработчиками игр, веб-дизайнерами, журналистами, ведущими программы новостей и т.д.
В процессе обучения приоритетной формой организации образовательного процесса выступает проектная деятельность. Благодаря которой, дети активно включаются в образовательный процесс; в поиск необходимой информации, её критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации, получаемых таким образом знаний. Метод конструктивных (творческих) проектов активно используются в объединениях художественной направленности. Педагоги совместно с детьми моделируют и изготавливают поделки в различных техниках: вязание, валяния, аксессуары из кожи; создают эскизы кукол и одежды; выполняют рисунки в различных техниках, моделируют, шьют и создают дизайнерские коллекции.
На занятиях хореографией и вокалом обучающиеся изучают богатство и традиции танцевального фольклора, народов мира; приобщаются к основам мировой музыкальной культуры посредствам исполнения лучших образцов эстрадной российской, народной и зарубежной классической литературы. Их проектная деятельность представляется в конечном продукте деятельности – концертном номере, отличающимся художественным мастерством и оригинальностью исполнения.
«Профессиональной пробой» (трансляции обретенных навыков, полученных на занятиях) в учреждении можно считать участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, смотрах, концертах, соревнованиях; проведение различных праздников, обучающих квестов и мастер-классов для младших обучающихся и родителей, оказание помощи сверстникам и младшим товарищам, собственная творческая деятельность как индивидуальная, так и коллективная. Такие «профессиональные пробы» формируют либо убежденность в правильном профессиональном самоопределении, либо желание еще раз обдумать выбор своей будущей профессии.
Чаще всего педагоги служат положительным примером для своих воспитанников. Видя, что работа – это любимое дело, многие обучающиеся выбирают профессии, соответствующие своим способностям, приобретенным навыкам и умениям в объединениях. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4-6 лет, получают допрофессиональную или начальную профессиональную подготовку и, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей.
Каждая образовательная программа предоставляет возможность обучающемуся реализовать его индивидуальные особенности и таланты, понять то, как он, воспользовавшись ими, может принести пользу себе и обществу, а самое главное, учит получать удовольствие от проделанной работы и заниматься «любимым делом».
Таким образом, дополнительное образование детей предполагает расширение образовательного «поля» обучающихся, где закладываются основы профессионального развития личности и создаются предпосылки для её успешного профессионального становления, создаются условия для самореализации, самопознания, самоопределения, позволяя ребёнку и подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Список литературы:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://base.garant.ru/77706811/.
2. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 No1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://government.r u/media/files/ipA1NW42XOA.pdf.
5. Панорама: события, опыт, практики. Профессиональное самоопределение обучающихся в дополнительном образовании: успешные практики: сборник информационно-методических материалов. – Тула: МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ», 2021. – 46 с., ил.
6. Парнов, Д.А. Профориентация подростков: теория и практика: монография / Д.А. Парнов, С.В. Жундрикова; Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт. – М.: МИТУ–МАСИ, 2020. – 262 с. – Текст: непосредственный.
7. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс].
8. Цели профориентационной работы [Электронный ресурс]. – URL: https://druzhby7.ucoz.ru/Proforientacia/2metodicheskie_rekomendacii _po_sozdaniju_informaci.docx.