Лапуцкая Н.В. РАЗРАБОТКА УРОКА «МОЖЕТ ЛИ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК БЫТЬ СТОЙКИМ?» ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Х.-К. АНДЕРСЕНА «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК»
Библиографическое описание: Лапуцкая Н.В. Разработка урока «Может ли оловянный солдатик быть стойким?» по литературному чтению по произведению Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Планета знаний»
Цели: - дать понятие о стойкости, как о важном качестве характера человека на основе анализа поступков и поведения главного героя сказки Х.К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»;
- способствовать формированию общеучебных навыков работы с текстом произведения, самостоятельности суждений;
- развитию творческих способностей;
- воспитывать любовь к предмету, чувства сопереживания, сострадания.
Ход урока
I. Мотивация
- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись,
Тихо сядем за свой стол.
II. Актуализация знаний
- Проведём речевую разминку. Прочитайте с разной интонацией предложения.
Мы любим сказки? (с удивлением)
Мы любим сказки! (с восторгом)
- Мы сегодня продолжаем работу над сказкой Х.-К.Андерсена о стойком оловянном солдатике.
- Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил один случай на улице Копенгагена (столица Дании).
Из рассказа «Великий сказочник»: «… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше и сломанный оловянный солдатик.
Мама мальчика сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…
Мама подняла голову и сказала мальчику: “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь”. Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал.
Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука рядом с веточкой мяты, как драгоценный орден, потом вынул платок и слегка прижал его к глазам, - очевидно недаром друзья обвиняли его в чрезмерной чувствительности…».
- Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
- Кто является главными героями сказки? (оловянный солдатик и танцовщица)
III. Постановка проблемы
- Ученик нашего класса нарисовал главных героев сказки. Узнаёте их? (на рисунках стойкий оловянный солдатик и танцовщица).
- Проверим, из этой сказки герои или нет? Как узнать? (найти описание внешности в тексте)
- Откройте учебники и найдите описание внешности солдатика и танцовщицы.
- На какой странице мы впервые встречаемся с ними? (с. 48-49, работают самостоятельно)
- Кто готов прочитать описание солдатика? (с. 48: они были очень красивы: ружьё на плече, грудь колесом, мундир красный с синим. Чудо что за солдатики! … а 25-ый солдатик был одноногий. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твёрдо, как другие на двух).
- Как выглядит танцовщица? (с. 49: она была также вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плече – голубой шарф…)
- Получилось ли ученику передать главные детали, по которым мы узнали оловянного солдатика и танцовщицу? Он внимательно читал, видно, очень понравились эти персонажи сказки! А вам? (ответы детей).
- А сам автор любит своих героев? Какими словами он их называет?
Запись на доске под картинками:
чудо-солдатик
стойкий солдатик
оловянный солдатик
прелестная
милее всего
красавица
- Можем теперь сделать вывод, как относится Андерсен к солдатику и танцовщице? (он их любит, они ему нравятся)
- Почему же солдатик назван оловянным? (сделан из олова, старой ложки)
- Вот почему автор назвал его стойким? (подчеркнуть красным мелом и поставить вопрос)
- Какой вопрос мы можем поставить перед собой и найти на него ответ в течение урока? (Может ли оловянный солдатик быть стойким? Почему солдатик назван стойким? и др.)
IV. Исследовательская работа
- Перед началом работы надо уточнить значение слова «стойкий». Чем воспользуемся? (толковым словарём Ожегова)
- Сегодня дежурный библиограф – …. (имя ученика). Заранее она получила задание и нашла в толковом словаре, что означает это слово.
- Сколько значений у слова «стойкий»? (2)
- Прочитай первое, это прямое значение. (прочный, неослабевающий; пр: стойкий кирпич, стойкий запах)
- Второе значение? (непоколебимый, упорный, твёрдый; пр: стойкий характер).
- Это какое значение? (переносное)
- В прямом или переносном значении употребил автор слово стойкий по отношению к солдатику? (высказывают свои мнения, обязательно сказать о стойкости характера).
- Примерами из текста попробуем доказать стойкость характера оловянного солдатика. Для этого вспомним, какие испытания преодолевал оловянный солдатик. (ответы детей)
- Работа в парах.Возьмите листы голубого цвета, здесь представлены пройденные испытания. Разместите их на столе в таком порядке, как их преодолевал оловянный солдатик. (встреча с троллем из табакерки, падение из окна, плавание на лодочке по бурлящей канавке, преследование водяной крысы, лодочку выносит в большой канал, солдатик тонет, в желудке рыбы). Проверка выполнения работы.
- Определим качества характера главного героя. Запишите по центру слова «стойкий оловянный солдатик».
- Найдите и прочитайте, как повёл себя солдатик, когда ему угрожал тролль? (с. 51: но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит).
- Почему он так себя повёл? (не обращал внимание на провокацию)
- Когда выпал из окна и беспомощно застрял между камней? (с. 53: но он считал неприличным кричать на улице – ведь он был солдат и носил мундир).
- Какие качества характера мы увидели в таком поведении героя? (достоинство)
- Какое следующее испытание встретилось на пути солдатика? (плавание на лодочке по бурлящей канавке).
- Прочитайте, как вёл в этой ситуации солдатик? (с. 52: оловянный солдатик в лодочке весь дрожал, но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!)
- Найдите, что делал солдатик в тот момент, когда водяная крыса плыла за ним вдогонку? (с. 53: но оловянный солдатик молчал и крепко сжимал ружьё).
- Посмотрите, какую характеристику я дала солдатику к этим испытаниям, согласны вы со мной?
- Это проделки злого тролля! Помогите восстановить правильную характеристику. На листах светлого оттенка вычеркните неверные качества солдатика.
Работа в парах.
- Проверим работу. Какие качества характера вы оставили? (твёрдость, верность, умение владеть собой, отвага). Запись слов в тетрадь.
- Кому был верен оловянный солдатик? (танцовщице, даже в минуты опасности он думал о ней)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение исследовательской работы
- Продолжим наше исследование.
Во время чтения о следующем испытании подчёркивайте карандашом его поведение.
(с. 53 со слов: Тут лодочку понесло еще быстрее, и оловянный солдатик наконец увидел впереди свет. До слов с. 54: вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и наконец замерла.)
- Как держался солдатик здесь? (но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не сморгнул; приготовился с честью погибнуть).
- Как повёл себя солдатик, когда стал тонуть? (Пел песню)
- Как держался солдатик, когда его проглотила рыба? (но оловянный солдатик и тут держался стойко, он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал своё ружьё).
- О чём свидетельствует такое поведение? (о силе духа, непоколебимости характера, смелости и др.)
- Считается, что испытание славой, известностью – очень важное испытание для человека.
- Было ли испытание славой у солдатика? При каких обстоятельствах это произошло? (с. 54: сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние).
- Как же прошел это испытание наш герой? Сказано ли это в тексте? Подумайте, какой вывод можем сделать? (скромность – одно из качеств характера героя).
- Солдатик собой ничуть не загордился, проявил силу духа, твёрдость характера даже в смертельной опасности! Но почему же чуть не заплакал, чем он был так тронут? (увидел танцовщицу)
- Что восхитило его в танцовщице? (по-прежнему стояла на одной ноге)
- Какими словами он выразил своё восхищение? (Вот так стойкость!)
- Каким открылся нам солдатик в этом поступке? (добрым, чутким)
Вывод. Проведя исследование, что мы установили, что главный герой сказки – оловянный солдатик наделён такими качествами характера, как: смелость, достоинство, твёрдость, верность, умение обладать собой, скромность, доброта.
- Соответствуют ли эти качества определению слова «стойкий» в его переносном значении?
- Вернемся к вопросу, который мы поставили. Почему же солдатик назван стойким? (у него был стойкий характер…)
- Как заканчивается сказка? (сгорает в огне вместе с танцовщицей).
- Почему после гибели солдатика остался кусочек олова именно в форме сердечка? (у солдатика было доброе, верное, стойкое, мужественное сердце).
- За доброе, чистое, стойкое сердце автор и все читатели так любят стойкого оловянного солдатика. На родине Х.-К. Андерсена в Дании в городе Оденсе люди поставили памятник стойкому оловянному солдатику.
- А сам автор сравнивал свою жизнь с жизнью своего любимого героя, называл себя стойким оловянным солдатиком, потому что сам преодолел в жизни немало испытаний. Почитателями его сказок были многие люди – бедняки, министры, студенты и даже датский король.
- Спасибо за работу!
VII. Домашняя работа
с. 56 № 5, 6
VIII. Рефлексия
Продолжите фразу:
Я понял, что…
Было интересно...
Я узнал…
Библиографический список
1. Э.Э. Кац. Литературное чтение: учебник: в 3 частях. Часть 2. М.: Астрель. 2014. – С. 48-56.