Тищенко О.В. КЛАССНЫЙ ЧАС «РАЗГОВОР ПО ДУШАМ». ЧАС ИСКРЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Библиографическое описание: Тищенко О.В. Классный час «Разговор по душам». Час искренности для учащихся 1 класса // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Цели и задачи: изучить психологический климат в коллективе.
Реквизит: две маленькие мягкие игрушки – щенок и мышонок, модель сердца.
Использование в качестве «гостей» мягких игрушек маленького размера помогает настроить детей на тихий, спокойный разговор. Сердце (вырезанное из картона) передается из рук в руки, тем самым приглашая детей к разговору о проблемах, существующих в коллективе.
Ход классного часа
-Сегодня при нашем разговоре будут присутствовать гости, мои маленькие друзья.
(учитель показывает маленькие мягкие игрушки: мышонка и щенка)
Они живут у меня дома и каждый раз, когда я проверяю ваши тетради или готовлюсь к занятиям, очень внимательно наблюдают за мной, из всех сил стараясь вытянуть как можно дальше свои любопытные носики, чтобы разглядеть мою работу. Иногда я рассказываю им о вас, даже, бывает, жалуюсь на вашу небрежность или наоборот, восхищаюсь аккуратными тетрадями.
Мышонка я зову Мыха, живет он в большой хрустальной вазе с конфетами. У него всегда так широко расставлены в стороны лапы, словно он хвастается. У Мыха любопытный длинный носик и необыкновенно большие для мышонка глаза. Это, наверно, для того, чтобы лучше видеть и острее чувствовать запахи! А про окраску и говорить смешно: розовый мышонок! Вы видели такого когда-нибудь?
Щенок Тявка непонятно какой породы, скорее всего – несуществующей-охраняет мой диван. Он сидит на высоком стуле и внимательными карими глазами всматривается во все, что происходит вокруг.
- Они давно просят меня взять их с собой в школу, чтобы увидеть своими глазами, что это такое, чтобы познакомиться с вами, моими учениками. И вот сегодня я решила сделать им такой подарок.
Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой. Вы же видите, какие они маленькие, безобидные и беззащитные. Огромный размер нашего класса пугает их, а ваши громкие голоса просто приводят в ужас. Эти малыши привыкли к тишине и спокойной обстановке. Давайте не будем их пугать, а это значит-разговаривать надо тихо, не повышая голоса. У нас им нечего бояться. Верно?
- А сейчас я разрешаю вам познакомиться поближе с моими маленькими друзьями. Шепотом сообщите им на ушко свои имена, поздоровайтесь.
Теперь давайте найдем для Мыхи и Тявки удобное место в классе, они издалека будут слушать наш разговор.
-За время совместного обучения вы уже неплохо успели узнать друг друга. Одни успели обрести друзей-одноклассников другие-приятелей, а кто-то, остался одинок. Одни ходят в школу с радостью, другие-без особого интереса. Давайте поговорим обо всем, что вас волнует, что кажется несправедливым, неинтересным, наболевшим.
Для начала воспользуйтесь карточками, которые я приготовила, затем, надеюсь, наш разговор пойдет в свободном русле, и каждый из вас сможет высказаться сам и послушать товарищей.
Послушайте условие. У меня в руках сердце, одно большое сердце на всех. Тот, кто держит его в руке, рассказывает о проблеме. Все серьезно и внимательно слушают. Передаем сердце по кругу. Если кто-то не хочет говорить об этой проблеме, может передать сердце следующему и т.д. Помните, что говорить надо тихо, чтобы не испугать наших маленьких друзей.
ВАРИАНТЫ КАРТОЧЕК
v В нашем классе мне нравится то, что…
v Мне не нравится в нашем классе то, что…
v Иногда мне бывает обидно…
v Что я чувствую, когда надо мной смеются?...
v Если бы я был директором школы…
v Иногда учителя бывают ко мне несправедливы…
v Из жизни нашего класса мне особенно запомнилось…
v Мне хотелось бы, дети в нашем классе…
v Умеют ли ребята в нашем классе дружить?...
v Хочется ли мне на каникулах поскорее вернуться в школу?...
v Если бы у меня была волшебная палочка, чтобы я сделал для своего класса?...
v Что я расскажу своим будущим детям о своих одноклассниках?...
v Что я обычно чувствую, когда отвечаю у доски?...
v Мой любимый школьный предмет…., потому что…
v Мой нелюбимый школьный предмет…, потому что….
v Если мне предложат учиться в параллельном классе или перейти в другую школу….
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
-Спасибо. Надеюсь, что вам, как и мне, а также и нашим маленьким друзьям: Мыхе и Тявке – было интересно и поучительно послушать ваши высказывания.
Вам еще долго предстоит учиться вместе в одном классе, и мне хочется, чтобы всех вас связывали теплые дружеские чувства. А если будут появляться конфликты, проблемы, то мы будем своевременно разрешать их в такой же спокойной обстановке и делать выводы на будущее.
Пришло время прощаться с гостями.
Учитель передает игрушки детям, которые шепотом прощаются с ним, снова приглашают в гости.
Библиографический список
Классные часы для учащихся 1-4 классов/ Мищенкова Л.В.-Ярославль, Академия развития,2009.