Публикации
2023-09-22 09:09 2021 (№ 17-31)

Отараева И.И. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»

Библиографическое описание:
Отараева И.И. Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме «Неопределённая форма глагола» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

Тема урока: "Неопределённая форма глагола"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: формировать представление о глаголах неопределенной формы

Задачи урока:

1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;

3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;

Планируемый результат (формирование УУД)

Предметные:

Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –ть, ти, -чь.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, учебник.

Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс, часть 2.

Ход урока:

1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. Слайд 1.

-Необычный день у нас,

Гости, видим мы, у нас

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады! (дети хором)

-А сейчас давайте попробуем с вами обернуться и обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом.

Попробуйте, обернитесь. Какая самая-самая дальняя точка? Запомнили эту точку? Повернитесь сюда. Молодцы, у многих получилось очень хорошо.

-А сейчас попробуйте ещё сильнее повернуться. Посмотрите, получится ли у вас ещё дальше взгляд свой повернуть. Попробуйте! Поднимите руку, у кого получилось? Так вот, дорогие мои, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас первоначально была одна точка, но вы постарались и добились ещё большего.

Я желаю вам, чтобы вы на уроке тоже добились гораздо большего, расширили свои возможности и расширили свои знания на уроке.

2.Актуализация опорных знаний. Минута чистописания. Слайд 2.

-У нас на уроке необычная гостья, она приготовила вам много заданий, которые помогут повторить изученное и открыть новое знание. Готовы к испытанию?

- Загадка от Незнакомки:

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет и поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

Всё расскажет нам

(Глагол).

- А почему загадка именно о глаголе? (Мы недавно начали изучать часть речи «Глагол»)

-Сегодня на уроке мы будем отрабатывать написание сочетаний букв слова «глагол».

-Откройте тетради, запишите в тетради число и классная работа. (Обучающиеся записывают в тетради)

Выписываем 1строка - буквосочетания гл аг ол, 2 строка – слово «глагол»

- Подчеркните буквосочетание и слово, которое у вас получилось красивее всего.

- Давайте повторим, что мы уже знаем о глаголе. Слайд 3.

1. Глагол - это (часть речи)

2. Обозначает – (действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает глагол? (Что делает? Что делают?)

4. Изменяется (по временам, числам, а глаголы п.вр..- по родам)

5. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (сказуемым)

-Молодцы! Следующее задание.

3.Выявление места и причины затруднения. Слайд 4.

-Определите время глаголов.

-Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? (В глаголах «смотреть» и «позвонить» не можем определить время).

-Попробуйте определить число у этих глаголов, род. (Не можем)

-Как можно назвать такие глаголы? (Дети выдвигают свои предположения)

-Определите тему урока. Слайд 5. (Неопределённая форма глагола)

-Так вот кто наша прекрасная незнакомка. Это неопределённая форма глагола!

- Чем будем заниматься на уроке, какие задачи будем решать? Слайд 6.

· Узнать на какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы.

· Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.

· Узнать отличительные признаки глаголов неопределенной формы.

· Находить глаголы неопределенной формы в письменной и устной речи.

-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы? Слайд 7.

На платье гостьи часы с пустым циферблатом, с зачеркнутыми числами и словом «род». (Нельзя определить время, число, род).

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы проведем несколько исследований.

- А какая первая задача урока? Слайд 8. (Узнать на какие вопросы отвечают глаголы н.ф.)

-Сейчас мы проведём первое исследование, и работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах.

Ученики называют правила работы в парах и группах:

-Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

-Говорить тихим голосом

-Уметь слушать других.

- Если научился сам, научи другого!

Работа в парах. Исследовательская работа №1. Слайд 9. Задайте вопросы и распределите глаголы в 2 столбика. Дети работают в тетрадях.

-Какие слова вы записали в 1 столбик? Слайд 10.

-Во второй? (Читают, сравнивают с эталоном.)

-Сделайте вывод Слайд 11.

Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать?

-Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? Слайд 12.

-Научиться образовывать глаголы неопределенной формы.

Исследовательская работа №2. Слайд 13

-Запишите глаголы: несу, везёшь, играю, бегу в неопределённой форме.

(Дети работают в парах, а потом проверяем. Задаем вопросы)

-Нести, везти, играть, бежать

-Молодцы, а теперь сразу можно выполнить и следующую задачу.Слайд14

Узнать отличительные признаки глаголов н.ф.

Слайд 15.

-Что интересного вы заметили? (высказывают свои предположения.)

Слайд 16. Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ

-Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы?

(Высказывают разные точки зрения авторов учебников.)

Слайд 17

- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Но мы учимся по учебнику Тамары Григорьевны Рамзаевой. Давайте прочитаем, что написано в наших учебниках. (Читают правило на с.68)

Слайд 18 - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф.

Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»).

Физминутка для глаз Слайд 19

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Какую следующую задачу нам надо решить? Слайд 20

-Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи.

-Поработаем в учебнике на стр.69 с упражнением №413 Слайд 21

Читают задание. Читают пословицы и объясняют их смысл.

-Укажите сверху над глаголами н.ф.

1 ряд - первую пословицу

2 ряд - вторую пословицу

3 ряд - третью пословицу

Взаимопроверка, оценка.

-У кого есть ошибки?

6. Первичная проверка понимания и закрепление.

Слайд 22 (Работа в парах)

-Малыш написал Карлсону письмо. Внимательно послушайте, пожалуйста. задание.

-Что надо сделать? (Текст письма у каждой группы)

Обучающиеся слушают письмо и выполняют задание.

Самопроверка по эталону

7. Рефлексия учебной деятельности

-Ребята, вам удалось расширить свои знания на уроке?

-Проверим это с помощью приложения «Пликерс»

8. Домашнее задание.

Слайд 23. Домашнее задание на выбор:

1) Написать мини-сочинение «Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы.

Или

2) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы.

Слайд 24.

Давайте оценим свою работу на уроке:

· если тема не понятна, сидите на месте,

· если в основном уяснили, но есть ещё затруднения, то встаньте,

· если весь материал понятен, то встаньте и захлопайте в ладоши. Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.

-Все ребята сегодня очень старались, справились со своей задачей, сумели выделить главное, поэтому я вашей работой довольна.

-Урок окончен. Спасибо.

Библиографический список:

1. Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева,4 кл. - М.: Дрофа, 2020.

2. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. Методическое пособие 4 кл.- М.: Дрофа, 2018

3. Интернет – ресурсы: дидактические материалы к урокам русского языка (4класс).