Отараева И.И. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА»
Библиографическое описание: Отараева И.И. Конспект открытого урока русского языка в 4 классе по теме «Неопределённая форма глагола» // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.
Тема урока: "Неопределённая форма глагола"
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: формировать представление о глаголах неопределенной формы
Задачи урока:
1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;
2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;
3. Познакомить с особенностями глаголов, которые указывают на неопределённую форму глагола;
Планируемый результат (формирование УУД)
Предметные:
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на –ть, ти, -чь.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
Методы: частично-поисковый, наглядный.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, учебник.
Т.Г. Рамзаевой «Русский язык», 4 класс, часть 2.
Ход урока:
1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности. Слайд 1.
-Необычный день у нас,
Гости, видим мы, у нас
Что гостям сказать нам надо?
- Видеть вас мы очень рады! (дети хором)
-А сейчас давайте попробуем с вами обернуться и обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой вы можете дотянуться взглядом.
Попробуйте, обернитесь. Какая самая-самая дальняя точка? Запомнили эту точку? Повернитесь сюда. Молодцы, у многих получилось очень хорошо.
-А сейчас попробуйте ещё сильнее повернуться. Посмотрите, получится ли у вас ещё дальше взгляд свой повернуть. Попробуйте! Поднимите руку, у кого получилось? Так вот, дорогие мои, вы видите, что человек всегда может расширять свои возможности. У вас первоначально была одна точка, но вы постарались и добились ещё большего.
Я желаю вам, чтобы вы на уроке тоже добились гораздо большего, расширили свои возможности и расширили свои знания на уроке.
-Запишите глаголы: несу, везёшь, играю, бегу в неопределённой форме.
(Дети работают в парах, а потом проверяем. Задаем вопросы)
-Нести, везти, играть, бежать
-Молодцы, а теперь сразу можно выполнить и следующую задачу.Слайд14
Узнать отличительные признаки глаголов н.ф.
Слайд 15.
-Что интересного вы заметили? (высказывают свои предположения.)
Слайд 16. Глаголы неопределённой формы могут оканчиваться на –ТЬ и –ТИ
-Какой частью слова являются –ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы?
(Высказывают разные точки зрения авторов учебников.)
Слайд 17
- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом. Но мы учимся по учебнику Тамары Григорьевны Рамзаевой. Давайте прочитаем, что написано в наших учебниках. (Читают правило на с.68)
Слайд 18 - Я еще раскрою вам один секрет глаголов н.ф.
Глаголы н.ф. – это начальная форма глагола. Глаголы н.ф. еще называют «инфинитив» («неопределённый»).
Физминутка для глаз Слайд 19
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Какую следующую задачу нам надо решить? Слайд 20
-Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи.
-Поработаем в учебнике на стр.69 с упражнением №413 Слайд 21
Читают задание. Читают пословицы и объясняют их смысл.
-Укажите сверху над глаголами н.ф.
1 ряд - первую пословицу
2 ряд - вторую пословицу
3 ряд - третью пословицу
Взаимопроверка, оценка.
-У кого есть ошибки?
6. Первичная проверка понимания и закрепление.
Слайд 22 (Работа в парах)
-Малыш написал Карлсону письмо. Внимательно послушайте, пожалуйста. задание.
-Что надо сделать? (Текст письма у каждой группы)
Обучающиеся слушают письмо и выполняют задание.
Самопроверка по эталону
7. Рефлексия учебной деятельности
-Ребята, вам удалось расширить свои знания на уроке?
-Проверим это с помощью приложения «Пликерс»
8.Домашнее задание.
Слайд 23. Домашнее задание на выбор:
1) Написать мини-сочинение «Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы.
Или
2) Найти и записать 5 фразеологизмов с глаголами неопределённой формы.
Слайд 24.
Давайте оценим свою работу на уроке:
· если тема не понятна, сидите на месте,
· если в основном уяснили, но есть ещё затруднения, то встаньте,
· если весь материал понятен, то встаньте и захлопайте в ладоши. Обучающиеся оценивают свою деятельность на уроке.
-Все ребята сегодня очень старались, справились со своей задачей, сумели выделить главное, поэтому я вашей работой довольна.
-Урок окончен. Спасибо.
Библиографический список:
1. Учебник «Русский язык» Т.Г.Рамзаева,4 кл. - М.: Дрофа, 2020.
2. Т.Г.Рамзаева. Русский язык. Методическое пособие 4 кл.- М.: Дрофа, 2018
3. Интернет – ресурсы: дидактические материалы к урокам русского языка (4класс).