Публикации
2023-09-22 09:20 2021 (№ 17-31)

Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА - ЭТО МЕСТО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Библиографическое описание:
Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. Современная школа - это место формирования здорового образа жизни // Современная начальная школа. 2021. № 20. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/20.pdf.

В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания.

Следовательно, одна из основных задач учебного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому.

Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и её первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского «Опыт убедил нас в том, что приблизительно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое–нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно – оздоровительных программ.

Поэтому стало актуальным введение в школах курса внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании", разработанная специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО.

Преимущество программы заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).

Одно из важнейших условий эффективного проведения программы— поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.

В ходе изучения программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности.

В отличие от многих других обучающих программ, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.

Для реализации программы «Разговор о правильном питании» нами используется образовательный проект «Nestle. Здоровые дети» под руководством ведущих специалистов Института возрастной физиологии Российской Академии Образования, Федерального Исследовательского Центра питания и биотехнологии, региональных министерств и департаментов образования, национальной ассоциации кулинаров, Академии Гастрономических наук, Всероссийского общества охраны природы, Федерального детского эколого–биологического центра Министерства Просвещения РФ.

Образовательный проект предлагает рабочие тетради на печатной основе:

- для детей 6-8 лет «Разговор о правильном питании»;

- для подростков 9-11 лет «Две недели в лагере здоровья;

- для подростков 12-14 лет «Формула правильного питания»

Так же имеется цифровая платформа программы, которая помогает учителю подготовиться к проведению занятий, в разделе Учителям размещены презентации и сценарии для всех занятий. Мультипликационные ролики о ЗОЖ и правильном питании, весёлые разминки – можно использовать во время занятия или рекомендовать учащимся для домашнего просмотра. Онлайн игры и тесты для учеников помогут повысить интерес учащихся и организовать самостоятельную работу. Таким образом, курс «Разговор о правильном питании» носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье, участвовать в Международных конкурсах и фестивалях и быть победителями. Например, за участие в тестировании, в различных конкурсах учащиеся получают дипломы. Активное участие в разнообразных конкурсах и фестивалях могут принимать участие не только дети и их семьи, но и учителя.

Образовательная платформа «Nestle. Здоровые дети» и программа «Разговор о правильном питании» помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса в условиях электронного и дистанционного обучения и содействует в формировании здорового образа жизни, создаёт условия для активизации субъективной позиции ребенка, формирует культуру питания и готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии.

Список литературы

1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020 г.

2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020г.

3. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь для школьников - М.: ОЛМА-Медиа Групп, 2020 г.

4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020 г.

5. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Две недели в лагере здоровья. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020 г.

6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Формула правильного питания. Методическое пособие для учителя - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020 г.

7. Образовательный проект «Nestle. Здоровые дети» https://www.prav-pit.ru/parents/contest