Юровская Е.Б. КРОССВОРД КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО УМК «МОРЯНКА»
Библиографическое описание: Юровская Е.Б. Кроссворд как нетрадиционный способ проверки знаний учащихся по УМК «Морянка» // Современная начальная школа. 2021. № 21. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/21.pdf.
Использование игр в процессе обучения переводит их в категорию дидактических, где активность учащихся порой превосходит активность учителя. "Игра - путь детей к познанию мира", - писал А. М. Горький. Игра стимулирует познавательную деятельность учащихся, психологически комфортна, в игре мобилизуются интеллектуальные силы ребенка, облегчается выполнение задания [1, с. 3-10]. Дидактические игры, к которым относится и кроссворд, предполагают определенную заранее цель. Эти игры помогают легче усваивать учебный материал, углублять знания по различным вопросам, проверять пройденный материал. Кроссворд расширяет кругозор учащихся, развивает познавательный интерес, заставляет ученика мобилизовать свои знания, способствует формированию интеллекта, развитию памяти и внимания. Для повторения и проверки знаний, учащихся кроссворд одна из самых удобных игровых форм. Его можно использовать на разных этапах урока. С него можно начать урок, чтобы логично перейти к новому материалу. Его можно использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание и для повторения [2, с. 15].
Курс «Морянка» содержит в себе большое количество диалектных слов, названий растений, животных, имён собственных. Материалы тем курса можно легко обобщать и структурировать. Например, виды народного художественного ремесла, подвижные народные игры Русского Севера, древние города и сёла Архангельской области, северные писатели и поэты и др. Кроме того, есть темы, для повторения которых уместно использовать нетрадиционные способы проверки знаний (викторины, ребусы, кроссворды). Например, такие темы, как «Гений земли русской», «Лесные богатства нашего края», «Водоёмы нашего края» содержат очень много понятий, которые легко можно собрать в кроссворд. Отгадывание кроссвордов привлекает всех учащихся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость; появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и подбирать другие слова. Таким образом, актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес.
Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся расширяют свой словарный запас и группируют слова по количеству букв. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных краеведческих терминов. При создании кроссворда у детей работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности.
Приведём примеры некоторых из них.
1. Кроссворд - загадка "соединенные слова". Для их решения необходимо определить, какие два слова "спрятались" в одной строке. Последние буквы первого слова являются началом второго.
Рис. 1
и
Кроссворд по теме «Наш северный край»
а) архипелаг в Белом море, на входе в Онежскую губу (Соловки),
б) Имя царя, по указу которого более 400 лет назад в устье Двины реки появился город (Иван Грозный).
2. Кроссворд - "лесенка"
Все слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.
Рис. 2
1
А
2
А
3
А
4
А
5
А
6
А
7
А
Кроссворд по теме «Гений земли русской»
1. Что было в обозе, с которым Михайло Ломоносов отправился в Москву (рыба).
2. Название судна отца Ломоносова («Чайка»).
3. Планета, на которой М. В. Ломоносов открыл атмосферу (Венера).
4. Цветные стёкла, изготовленные Ломоносовым в химической лаборатории для создания мозаики (смальта).
5. «Краткое руководство по красноречию» М. В. Ломоносова (риторика).
6. Река, на берегу которой стояла деревня Мишанинская – родина М. В. Ломоносова (Курополка)
7. Первый учебник Михайла Ломоносова русскому языку (Грамматика)
3. Кроссворд "спрятанное название" или головоломка.
Вписать слова в клетки по горизонтали или по вертикали, чтобы получилось ключевое слово.
Рис. 3
Кроссворд по теме «Водоёмы нашего края»
По горизонтали:
2. Мыс, выступающий в море, морской берег*; орган обоняния (нос).
5. Плоская приморская низменность на побережье Баренцева моря*; старинная русская игра (лапта).
8. Песчаная или каменистая отмель, обнажающаяся при отливе*; домашний любимец (кошка).
10. Морское животное семейства иглокожих; небесное тело (звезда).
11. Массовая гибель рыбы*; снижение массы тела от недоедания (замор).
12. Каменистая отмель*; деревня в Приморском районе (Луда)
13. Водное растение семейства кувшинковых*; копилка для денег (кубышка).
15. Морской залив в который впадает река*; часть лица (губа).
16. Пролив, соединяющий северную и центральную части Белого моря*; часть дыхательной системы (горло).
18. Каменистая гряда в русле реки с водопадом; поперечный брусок*, закрывающий проём между дверью и полом (порог).
19. Гренландский тюлень во время линьки*; лысый человек (лысун).
22. Промысловая рыба семейства; орудие для ручной косьбы* (горбуша).
24. Водоплавающая птица; ложный слух (утка).
25. Река в Онежском районе*; наружный покров тела человека (кожа).
26. Беспозвоночное, с мягким телом животное, обычно покрытое раковиной; вирусное заболевание кожи (моллюск).
27. Часть морского дна, возвышающаяся над морскими глубинами*; цилиндрический сосуд (банка).
28. Северный ветер*; птица семейства утиных (морянка).
29. Узкий морской пролив между скалами*; проход внутрь строения или за ограду (ворота).
31. Спад воды, отлив*; потеря, ущерб, убыток (урон).
35. Панцирный моллюск; нижняя одежда древних греков в виде рубахи, перетянутой поясом (хитон).
36. Возвышенность на побережье; короткий обрубок толстого бревна* (кряж)
37. Идущая от берега узкая полоса земли*; сплетённые пряди волос (коса).
38. Рыбка с головой похожей на голову лошади; резное украшение на конце бруса, идущее по гребню крыши* (конёк).
40. Растущее по берегам водоёмов злаковое растение; горящие дрова, сложенные в кучу* (костёр).
41. Охотник на морского зверя*; луговое лекарственное растение (зверобой)
По вертикали:
1. Место впадения реки в море; выходное отверстие трубы, печи* (устье).
3. Северная роза, растёт на пойменных лугах*; человек, любящий заниматься пустой болтовнёй (балаболка).
4. Мелкий лёд или пропитанный водой снег на поверхности вода перед ледоставом*; жировое отложение на теле животного (сало).
6. Небольшая птица отряда куликов, луговой чибис; невзрачный, низкорослый человек (пигалица).
7. Подводный хребет в Северном Ледовитом океане; первый российский учёный – естествоиспытатель мирового значения (Ломоносов).
8. Мелкое место на реке, озере*; прозвище персонажа русских сказок (карга).
9. Река в Мурманской области; популярный напиток тинэйджеров (Кола).
10. Вдавшийся в берег речной залив, заводь; район Архангельска* (Затон)
14. Крупный полярный дельфин; гора на Алтае (белуха).
17. Млекопитающее семейства тюленей; зверёк отряда грызунов (заяц).
20. Курорт в Архангельской области, где в лечении используются хлоридо – сульфатно – натриевая вода и лечебные грязи; кулинарное изделие из ржаной муки с солью* (Солониха).
21. Ответвление от главного русла в устье реки; часть одежды, покрывающая руку (рукав).
22. Тип морских беспозвоночных многоклеточных животных; изделие для мытья посуды (губка).23. 28. 30. 32. 33.
23. Металлический сундук на корабле; нижнее крыльцо у дома* (Рундук)
28. Северное морское млекопитающее отряда ластоногих; человек, занимающийся плаваньем зимой в открытых водоёмах (морж)
30. Жир морского животного*; воспроизведение звука короткого удара (тук).
32. Река, впадающая в Чешскую губу Белого моря*; Закон вычисления единицы электрического сопротивления (Ома).
33. Насекомое отряда стрекоз, обитающее по берегам рек; предмет для ношения двух вёдер на плече (коромысло).
34. Неподвижный морской лёд вдоль побережья*; металл или сплав для заполнения зазоров при пайке (припой).
39. Морское животное класса беспозвоночных отряда иглокожих; млекопитающее отряда насекомоядных (ёж)
* слова, употребляемые в речи на территории Архангельской области, поморская говоря; второе понятие, является омонимом к предыдущему.
Таким образом, использование кроссвордов в изучении курса «Морянка»