ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кленин Дмитрий Анатольевич педагог дополнительного образования Внукова Альфия Наильевна методист БОУ ДО г. Омска "ЦТТ" Мечта"
Аннотация.
Статья посвящена рассмотрению индивидуального образовательного маршрута как механизма индивидуализации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования. На основе социологического опроса обучающихся третьего года обучения, по программе дополнительного образования «Автомногоборье», были раскрыты особенности процесса индивидуализации личности ребенка в условиях дополнительного образования.
Введение. В настоящее время этап реформирования системы дополнительного образования предъявляет качественно новые требования к его организации, методике, средствам, содержанию, повышению эффективности профориентационной подготовки обучающихся.
Переход на разноуровневую систему образования предполагает изменения системы дополнительного образования. В первую очередь это касается гармонизации образовательных стандартов, подходов к обучению, выбору специальностей, профориентированию. Педагоги дополнительного образования, работая в разновозрастных группах, моделируют занятия в традиционной форме, ориентируясь на усредненный вариант учебного материала, что не позволяет в полной мере развивать творческие способности и познавательную активность каждого обучающегося.
В Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [7] отмечается, что успешному осуществлению обеспечения условий для развития творческих способностей обучающихся, способствует использование технологий открытого инновационного образования. Их применение позволит обеспечить повышение качества предпрофессионального образования, уровня подготовки специалистов технической направленности и их конкурентоспособности при поступлении в образовательные заведения.
Актуальность индивидуальных подходов к обучающемуся в дополнительном образовании никогда не ослабевала, а наоборот, с развитием новых учебных технологий приобретает наибольшую значимость.
Под индивидуальным образовательным маршрутом С.В. Воробьева [2], В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына [5] и др. понимают целенаправленную проектируемую дифференцированную образовательную программу, С.В. Маркова расценивает ИОМ как программу деятельности, Е.А. Александрова [1] и М.Г. Остеренко, как персональную траекторию освоения содержания образования.
Мы же понимаем индивидуальный образовательный маршрут как форму работы с одарёнными детьми, педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения обучающихся, разработанный самим обучающимся, совместно с наставником. Очевидно, что при составлении индивидуального маршрута обучающийся является субъектом собственной образовательной деятельности, активным созидателем.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться с профессией. В связи с этим задача исследования заключалась в изучении образовательных склонностей и интересов обучающихся, принятия поведенческих решений в условиях образовательной деятельности.
В исследовании приняли участие обучающиеся третьего года обучения объединения «Автомногоборье» БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта», всего 20 человек. Для изучения поведенческих решений была разработана анкета, состоявшая из 14 вопросов, относящихся к различным аспектам образовательной среды.
Результаты исследования и их обсуждение. В условиях модернизации системы образования немаловажным фактором является изучение особенностей личности, таких как способности, склонности, интересы, отношение обучающихся к качеству образовательной среды. Полученные в ходе опроса данные определенно свидетельствуют, что в процессе обучения редко учитываются предпочтения, склонности и интересы обучающихся, также не всегда берется в расчет удовлетворенность обучающихся образовательной средой. Сопоставляя ответы на вопросы, были выявлены особенности предпочтений анкетируемых.
На вопрос, какие виды учебных занятий вам в большей степени нравятся обучающиеся указывали на практические занятия (18 респондентов). Теоретические занятия же оказались второстепенными для обучающихся.
На вопрос, какие разделы программы вам наиболее интересны, юноши и девушки отдавали предпочтение разделам «Работа на автотренажере» (5 опрошенных) и «Практическое вождение» (13 респондентов).
Работать на занятиях в группе из 4-5 человек предпочитают все 20 опрошенных обучающихся. 17 обучающихся, хотят самостоятельно выбирать обучение по разделам программы, в соответствии с уровнем подготовки.
На вопрос, кто повлиял на выбранное объединение большинство респондентов (16 человек) ответили, что это был самостоятельный выбор.
В выборе вариантов обучения чаще выражают желание обучаться по индивидуальному образовательному маршруту 18 опрошенных обучающихся объединения, при этом определять сроки и темп обучения, выбирать дополнительные формы организации образовательного процесса.
Если бы представилась возможность выбора изучаемых разделов и времени на их изучение большинство обучающихся (17 человек) хотели бы осуществить выбор самостоятельно, остальные же респонденты осуществили бы его с помощью педагога и родителей,
Большинство всех опрошенных обучающихся (19 человек) хотели бы, чтоб учебная программа учитывала их склонности и способности.
Выводы. Результаты исследования выявили высокое желание самостоятельно или при помощи наставника, определять раздел и уровень обучения, который впоследствии будет изучаться, определять сроки и темп обучения. Выявлены определенные различия в интересах, касающихся теоретических и практических занятий. Отмечается самостоятельность обучающихся при выборе специальности в дальнейшем поступлении в образовательные учреждения. Полученные результаты дают основание обратить внимание на развитие субъектности и индивидуальности обучающихся, так как субъектность реализуется через самостоятельность и самоорганизацию обучающихся в освоении образовательных программ.
Список используемой литературы.
1. Александрова, Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики. - Саратов, 2003. С.176.
2. Воробьева, С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ [Текст]: дис. доктора пед. наук / Воробьева Светлана Васильевна. – СПб., 1999. – 460 с.
3. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность. – М.: Прометей, 1993.
4. Кунаш, М.А. Подходы к классификации индивидуальных образовательных маршрутов школьников / Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II. C 77-81.
5. Образовательная программа – маршрут ученика: Ч. 1 [Текст] / под ред. А. П. Тряпициной, Е. И. Казаковой. – СПб.: Издательство «ЮИПК», 1998. – 118 с.
6. Постановление правительства Российской федерации от 4 октября 2000 года № 751 г. Москва [Электронный ресурс] / О национальной доктрине образования в Российской Федерации – Режим доступа: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
7. Российская Федерация. Распоряжения. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/pri me/doc/403709682/ (дата обращения: 09.10.2023). - Режим доступа: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Текст: электронный.
8. Российская Федерация. Приказы. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрирован 26.09.2022 № 70226) (дата обращения 09.10.2023). - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209270013 – Режим доступа: официальный интернет-портал правовой информации. - Текст: электронный.
9. Российская Федерация. Распоряжение Об утверждении Стратегии развития воспитания Российской Федерации период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской федерации от 29 мая 2015 года N 996-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810 (дата обращения: 09.10.2023). - Режим доступа: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Текст: электронный.