ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шоколева Лариса Александровна воспитатель МБУ "Школа № 3" структурное подразделение детский сад "Березка"
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Ведь не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о своих финансовых правах и о способах их защиты, в случае нарушения.
Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.
Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с дошкольного возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Современное дошкольное образование нацелено на формирование предпосылок финансовой грамотности.
Задания на формирование предпосылок финансовой грамотности основаны на решении проблемных ситуаций, которые, в свою очередь, учитывают:
– принцип системного подхода;
– принцип деятельностного подход;
– принцип развивающего обучения;
– принцип интеграции;
– принцип создания проблемных ситуаций, провоцирующих активность ребенка;
– принцип диалогового взаимодействия ребенка и взрослого, детей между собой;
– принцип учета индивидуальных особенностей.
Для разработки типологии заданий по формированию предпосылок финансовой грамотности используются следующие подходы:
− решение задания должно быть ориентировано на максимальную самостоятельность и творческую деятельность ребенка;
− формулировка проблемы должна быть ясной и свободной от непонятных ребенку слов и выражений;
− задание должно создавать достаточную трудность в его решении и, в то же время, быть посильным для ребенка;
− задание должно бросать вызов детской любознательности;
− в процессе решения задания должна возникать потребность в рассмотрении новых ситуаций, связанных с ним.
Взаимодействие с дошкольниками лучше начинать с заданий, позволяющих удивить, заинтриговать детей, вызвать положительные эмоции, чем с вопросов и проблем, вызывающих затруднение, чувство беспомощности. Именно удивление может стать стимулом к началу поисковой, творческой, познавательной деятельности.
Согласно этому выделяются следующие типы заданий:
– задание с допущенными ошибками;
– задание с противоречивыми данными;
– проблемное задание с ситуацией удивления;
– задание с избыточными данными;
– задание с неопределенностью в постановке вопроса;
– проблемное задание;
– задание с недостаточными исходными данными;
– ситуативное задание;
– проблемное с ситуацией затруднения;
– бытовое задание.
Приведем примеры задания:
1. «Приключение Буратино»
Составляющая финансовой грамотности: понимание финансовых категорий: деньги, бюджет, доход – расход; накопления, бонус, инфляция, купля – продажа, риски.
Компонент составляющей: способность понимать финансовые категории в смоделированных жизненных ситуация.
Тип задания: ситуативное задание.
Индикатор: представления о видах финансовых рисков и методах их снижения.
Фабула (сюжет): Вспомните отрывок из сказки «Приключения Буратино» как Буратино закопал монетки на «Поле чудес». Он потерял все свои деньги, а хотел приумножить.
Формулировка задания:
Что можно сделать, чтобы сохранить и приумножить деньги.
Данное задание позволит детям сделать вывод:
Деньги надо хранить в банке или вкладывать их в ценные предметы.
Компонент составляющей: способность понимать финансовые категории в смоделированных жизненных ситуациях.
Тип задания: задание с одним ответом.
Индикатор: представления о бюджете, о том, как планировать и распределять бюджет, о способах экономии бюджета.
Фабула (сюжет): Родители Маши и Саши созвали семейный совет, на котором распределяли бюджет на месяц. Сделали список возможных трат: плата за квартиру; траты на поддержание и восстановление здоровья; траты на развлечения; на продукты питания; на игрушки; оплату проезда; траты на поездку к морю.
Формулировка задания:
Соотнести карточки на два поля: синее – это необходимый расход; зеленое – желаемый расход. Объяснить свой выбор.
Данное задание позволит детям сделать вывод:
О первоочередности трат на необходимый товар.
Список литературы:
1) Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. Пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с. Тавберидзе В. А., Калугина В. А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ — М.: Школьная пресса, 2008. — 160 с.
2) Проблемные ситуации в организации образовательного процесса в ДОО / О. В. Полетаева, Л. О. Захарова, Л. З. Мирзебалаева [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 118-120.
3) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. М.: ТЦ Сфера, 2015. — 96 с.