Коновалова Л.В. КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-М КЛАССЕ «ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ»
Коновалова Любовь Викторовна учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 70 г. Липецка
Библиографическое описание: Коновалова Л.В. Конспект урока русского языка в 4-м классе «Лексическое значение слова. Слово и его значение» // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.
Цели урока:
Образовательные:
· совершенствовать умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
· формировать представление о способах определения лексического значения слова;
· формировать умение работать с толковым словарем.
Развивающие:
· развивать наблюдательность;
· развивать любознательность ребенка и прививать ему интерес к исследованию.
7. Первичное закрепление полученного знания (15 мин.)
8. Подведение итогов (3 мин.)
9. Рефлексия (2 мин.)
10. Организационное окончание урока (1 мин.)
ХОД УРОКА
1. Организационное начало урока
Здравствуйте, мальчики и девочки! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Я желаю вам хорошего настроения на протяжении всего нашего занятия.
Запишите в тетради число и классная работа.
Каллиграфическая минутка
Татьяна томат
Составьте предложение с этими словами.
2. Проверка домашнего задания
Вспомните, что мы проходили на прошлом уроке? Что такое второстепенные члены предложения? Какие есть второстепенные члены предложения? Что такое однородные члены предложения? Приведите примеры предложений с однородными подлежащими.
3. Актуализация знаний
Ребята, что нам помогает выразить свою мысль? На каком языке мы с вами разговариваем?
Прочитайте высказывания о русском языке
Объясните, что означает каждое из этих высказываний. Спишите любое высказывание.
Русский ученый В.И. Даль сказал: «Слово – исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…»
Как вы понимаете эти слова? Почему слово обладает этим даром? Подумайте, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
4. Постановка целей и темы урока
Вы многое знаете, но нам с вами предстоит еще много узнать о словах. Как вы думаете, какие у нас сегодня будут цели и тема урока? Давайте вместе их составим.
Тема урока: «Слово и его значение»
Цели:
– Мы узнаем, что такое лексическое значение слова.
– Мы научимся определять значение слова и правильно употреблять его в своей речи.
5. Открытие новых знаний
Откроем с. 42 и прочитаем правило. Существует множество толковых словарей.
Владимир Иванович Даль, высказывание которого мы читали в начале урока, является создателем первого толкового словаря русского языка.
Прочитайте задание к упражнению 59. Второй ряд по цепочке назовут пропущенные слова в предложениях. Как можно назвать все эти слова? Первый ряд разделит слова на слоги. Третий ряд поставит в словах ударение и подчеркнет буквы, которые надо проверить.
Прочитайте задание к упражнению 60.
Прочитайте выразительно четверостишие.
Каким словарем необходимо воспользоваться, чтобы определить лексическое значение слова? Откройте его в учебнике. Определите лексическое значение слова библиотека. Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.) Запомните, что слова библиотека и библиотекарь – словарные.
Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44. Из какого языка пришло к нам это слово?
Объясните по словарю значение слова картотека/ каталог.
Обратите внимание, как произносятся данные слова.
Выполните письменное задание к упражнению. Поменяйтесь тетрадями и проверьте своего одноклассника.
6. Физкультминутка
По названию слова можно узнать не только лексическое значение, но и показать его каким-либо движением. Поиграем в игру «Море волнуется».
7. Первичное закрепление полученного знания
Прочитайте задание к упражнению 61. Объясните, почему некоторые слова из данного списка мы перестали употреблять в своей речи. Выпишем эти слова в алфавитном порядке.