Конференции
2023-07-06 17:13 Май 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ассонова Наталья Валерьевна
воспитатель
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 11", Пермский край, г. Кунгур

Игра – это огромное окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая поток пытливости и
любознательности.
В. А. Сухомлинский

Проблема нравственно-патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна и имеет большое значение в становлении личности ребёнка – будущего гражданина страны. Чтобы человек искренне чтил память предков, уважал свою Родину, чувствовал ответственность за свою Отчизну, его нужно воспитывать таким с раннего возраста.

Одним из приоритетных направлений ФГОС ДО является формирование нравственного сознания дошкольников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, патриотизма. Базовым этапом в формировании любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.

Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, как никто может помочь в формировании патриотических чувств у дошкольников. Работа по воспитанию у детей патриотических чувств осуществляется через все виды игр: дидактические, настольные, пальчиковые, театральные, хороводные, подвижные и сюжетно-ролевые. Однако современных детей больше привлекают интерактивные игры, они ярче, красочнее, со спецэффектами и т.д. Благодаря этим играм дети взаимодействуют, находятся в режиме беседы, диалога с игровыми персонажами. Другими словами, игра ориентирована на более широкое взаимодействие воспитанников не только с педагогом, но и друг с другом, а также на доминирование активности детей в процессе обучения.

Цель интерактивных игр состоит в создании комфортных условий воспитания ребенка, при которых он чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, может в игре применить свои знания и навыки, а также проверить себя.

Педагог может сам выбрать, как и в каких случаях применить игры: для знакомства детей с новым материалом, для проверки знаний ребенка и т.д. Много интерактивных игры можно найти в сети интернет, но лучше если педагог сам составит игру (поставит цель и задачи, подберет именно тот материал, который ему нужен в данной игре). Создавать интерактивные игры можно в разных программах. Используем разные программы для создания игры: PowerPoint, learningapps.org, Wordwall, etreniki.ru, vznaniya.ru и т.д.

Содержание интерактивных игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, людях разных национальностей, профессий, представление о трудовой деятельности. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды.

Интерактивные игры пополняют и активизируют словарь детей, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, формируют умение правильно выражать свои мысли, требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов таких интерактивных игр.

С целью формирования представлений о родном городе, крае, стране, развития патриотических чувств у дошкольников используем игру «Угадай родные места», «Птицы нашего края».

Игра «Символы нашей страны» способствует развитию логического мышления, памяти дошкольника, развитие патриотических чувств.

Знакомить воспитанников с народными промыслами, с русскими традициями возможно организуя игру «Нарисуй узор».

Игра «Одень куклу» предоставляет детям возможность познакомиться с национальной одеждой, национальной культурой.

В формировании патриотического воспитания используем также и ресурсы Интернета – видеоматериалы, викторины, презентации по изучаемой теме. Например, «Моя семья», «Русская деревня», «Моя Россия», «Москва – столица», «Знай и люби свой край», «Моя Родина» и др.

При включении в образовательную деятельность интерактивных форм роль педагога меняется. Он перестает быть центральной фигурой, лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы. Дети обращаются к социальному опыту – собственному и других детей, при этом они общаются друг с другом, совместно решают поставленные задачи, проходят уровни в игре и т.д.

Благодаря использованию интерактивных игр в процессе патриотического воспитания дети поднимаются на более высокую ступень развития в соответствии с показателями уровней патриотической воспитанности. Наиболее сильное воздействие игры оказывают на формирование у детей представления об отдельных атрибутах русской традиционной культуры, интерес к предметам быта, устанавливают простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду, любви к Родине.