Слободянюк Л.А. УРОК МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (УО) В 3-М КЛАССЕ
Слободянюк Любовь Анатольевна учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Школа-интернат № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", г. Астрахань
Библиографическое описание: Слободянюк Л.А. Урок математики в классе слабослышащих детей с интеллектуальными нарушениями (УО) в 3-м классе // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Тема: Счет в пределах 9. Введение понятий «больше», «меньше». Закрепление названий геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Решение примеров разными способами.
Цель: реализация основного принципа специального образования детей с УО + ДЦП:
1. Коррекция развития: развитие координации движений рук и мелкой моторики (шишки, Лего-конструктор); развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности (сюрпризный момент – игрушка медведь).
2. Коррекция образования: развитие интеллектуальных функций – памяти, восприятия, внимания, ориентации в пространстве, в тетради, на доске.
3. Коррекция воспитания: воспитание аккуратности, умений работать в коллективе.
Важно было закрепить знания по теме, активизировать и обогатить словарь, корригировать устную речь, слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать грамматический строй речи, межпредметные связи.
Все этапы урока были выполнены:
- устный опрос,
- фонетическая разминка,
- сюрпризный момент с использованием игрушек, видео-аудио-материала,
- проверка д/з,
- проведена физминутка,
- объяснение новой темы,
- работа в тетради,
- работа у доски,
- работа с раздаточным материалом,
- работа на развитие моторики (природный материал, лего),
- словарная работа,
- оценка работы детей и выдача д/з.
Оборудование: игрушки (медведь, елка, шишки, корзинка), раздаточный материал (карточки, конструктор-Лего), на доске: словарные слова, геометрические фигуры, знаки (>, <, =, +, -), картинки (мишка большой-маленький, шишка большая-маленькая), примеры на листах.
ХОД УРОКА
- Сегодня на уроке математики у нас гости. Поздоровайтесь.
I. Работа около «Уголка природы»:
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Какое сегодня число?
II. Фонетическая разминка:
Звук «М» (карточки).
III. Сюрпризный момент:
Звучит песенка на компьютере:
«Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет»…
Появляется Медведь-игрушка + елка с шишками:
- Сколько шишек в сумочке?
- Посчитайте, сколько больших шишек?
- Посчитайте, сколько маленьких шишек?
- Раяна, возьми 1 большую шишку.
- Хадижат, возьми 2 маленькие шишки.
- Покатайте их по столу, между ладонями, по правой руке, по левой руке.
IV. Работа на доске:
- Посмотрите на доску (вывешиваю картинки большого и маленького медведя, большой и маленькой шишки:
- Где большая шишка? Где маленькая шишка?
Большая шишка > маленькая шишка (вешаю знак)
- Где большой мишка? Где маленький мишка?
Большой мишка > маленький мишка (вешаю знак)
На доску вешаю геометрические фигуры (большие и маленькие): круг квадрат, треугольник. Ставим знаки (>, <, =)
* Работа по картам с картинками «Разложи по размеру» геометрические фигуры: большая, меньше, меньше, меньше, маленькая.
1. На доску вешаю примеры в столбик, решаем с помощью конструктора-Лего (устно, ответы записываем на доске)
2. Примеры на карточках (ответы записываем в тетрадь)
3. Нарисуй в тетради карандашом в клетках (по образцу), раздаю (карточки): стул, яблоко, флажки, груши
VI. Подведение итогов:
- выдача д/з
- выставление оценок за работу на уроке
Примечание: решение примеров в столбик с помощью конструктора-Лего детям нравится. Верхняя цифра (Лего одного цвета собирается в башенку), нижняя цифра (Лего другого цвета собирается в башенку). Обе башенки прикладываются к образцу примера на доске и соединяются между собой. Ответ записывают фломастером на листе на доске.