Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
По результатам исследования PISA наши школьника при проверке грамотности чтения (включает задания на работу с текстом) показывают удручающие показатели: в 2000 г. - 462 место, в 2003 г. – 442 место, в 2006 г. – 440 место. На итоговой аттестации в 9 классе выпускники не могут качественно обработать информацию, полученную из текста: плохо определяют главный смысл (идею) прочитанного, нечетко отделяют главную и второстепенную информацию, испытывают трудности при интерпретации текста, зачастую не приводят доводы в защиту своего мнения (не используя предложенный текст и применяя другие источники). Конечно, можно прислушаться к мнению многих исследователей, и разрабатывать новые стандарты, менять учебники. Но, возможно, данные трудности можно избежать, если целенаправленно усилить работу над текстом как источником информации, начиная с младшего школьного возраста, и изменить стиль преподавания в начальной школе.
Результаты КДР4 2020 года говорят о том, что почти 80% выпускников начальной школы (достигшие базового уровня) читают достаточно хорошо, чтобы работать с учебными текстами по разным предметам в основной школе. Однако выявляется ряд проблем, которые будут мешать им не только читать тексты, в том числе учебные, но и осваивать новые понятия на любом предмете, верно понимать формулировки заданий.
Чтобы преодолеть сегодняшние трудности, важно учить младших школьников:
- отвечать именно на поставленный вопрос, понимать суть вопроса в разных формулировках;
- выбирать информацию, точно относящуюся к вопросу; в том числе среди похожей;
- отвечать своими словами, не выписывая формально фрагмент текста, содержащий ключевые слова вопроса;
- обобщать в одной фразе фрагменты информации, данные в разных местах текста, в том числе для определения новых понятий, представленных в тексте;
- находить сходства и различия описанных в тексте объектов и явлений; формулировать их;
- находить информацию в сноске;
- видеть искажения информации;
- определять, какая информация есть в тексте, а какой нет;
- понимать причинно-следственные связи, описанные в тексте;
- соотносить прочитанное с другими ситуациями, в том числе известными из жизненного или учебного опыта.
Работа с текстом ведётся по всем предметам и на всех учебных текстах. Дети непосредственно учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания и умения использовать в различных учебных и жизненных ситуациях. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе–познавательным характером. Это позволяет воздействовать на 3 группу умений. (умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры).
Обучение чтению в школе играет важную роль в дальнейшей социализации, самоопределении ученика. Но на современном этапе развития общества недостаточно просто уметь прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. В связи с этим появляется новый термин - функциональное чтение или смысловое чтение. Смысловое чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Смысловое чтение—это способ формирования читательской грамотности. При функциональном чтении используют приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Известно, что процесс чтения состоит из трех фаз.
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета, воспроизведение и пересказ.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Я остановлюсь подробно на аналитическом способе работы. Работы со сплошным текстом. Перевод сплошного текста в таблицу при помощи выявления ключевых слов на уроках окружающего мира.
Таблица – метод структурирования текста на стадии осмысления и переработки информации, результат некоторой классификации, оформленной в виде нескольких столбцов и строк.
Чаще всего этот способ используется на этапе осмысления, за которым следует третий этап – формулировка собственных мыслей и представлений по теме.
Задание: Определите признаки ядовитого гриба по тексту «Ядовитые грибы».
На основе текста и алгоритма работы с текстом заполни таблицу.
Алгоритм работы:
1. Прочитай текст «Ядовитые грибы»
2. Найди в тексте разновидности грибов, подчеркните название гриба.
3. Подчеркни в тексте основные характеристики каждого вида гриба
4. Обсуди с напарником информацию, выделенную в тексте
5. Заполните в паре таблицу:
А) напишите заголовок для таблицы;
Б) определите признаки по которым будете характеризовать гриб;
В) заполните выделенными в тексте характеристиками каждую строку таблицы
Разновидности грибов
Особенности ножки
……
……
Результаты работы:
Ядовитые грибы
Разновидности грибов
Особенности ножки
Особенности шляпки
Сходство со съедобными грибами
Бледная поганка
В верхней части ножки есть плёнчатое кольцо, в нижней- ножка утолщена
Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью
Похож на шампиньон или зелёную сыроежку
Мухомор вонючий
10—15 × 1—2 см, цилиндрическая, с хлопьевидным налётом на поверхности, в основании клубневидная. Бывает искривлённой.
Диаметром 6—11 см. Изначально полушаровидная или коническая с острой верхушкой, затем выпуклая. Кожица в сухом состоянии блестящая, слизистая, липкая.
Похож на шампиньон
Сатанинский гриб
Красный сетчатый рисунок ножки
Красноватая окраска нижней части шляпки (на изломе синеет)
Со съедобным боровиком
Жёлчный гриб
Чёрно –бурый сетчатый рисунок
Розовая окраска нижней части шляпки
С белым грибом, боровиками, подберёзовиком.
Ложная лисичка
1—5 см длиной и не более 1 см толщиной, ровная, нередко изогнутая и эксцентрическая, с ватообразной мякотью, волокнистая, одного цвета со шляпкой, в основании более тёмная до почти чёрной.
Ровная красновато-оранжевая, с ярко-белыми полосками
Обыкновенная лисичка
Сводная (сравнительная) таблица.
Наиболее распространенный вид таблицы, он используется, когда необходимо систематизировать информацию, провести параллели между явлениями, событиями или фактами.
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.
Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно, чтобы линий сравнения было не больше шести. Такое количество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны.
Данная работа позволяет развивать у ребят, помимо умения работы с текстом, следующие умения: выделять ключевые слова, систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию, развивать монологическую речь.
2. Применение.
Задание:
1. Пользуясь составленной вами таблицей, определите, на каком фото съедобные грибы, а на каком ядовитые грибы. Подпишите фотографии.
2. Обсудите, какая информация помогла вам сделать вывод.
Преимущества способа:
Работа с ключевыми словами помогает выделить необходимую информацию.
Работает на формирование читательских умений 1-2 группы:
Находить и извлекать информацию:
-определять место, где содержится информация;
-находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста;
- на основании выявленных ключевых слов и словосочетаний, аргументировать и обосновывать свою точку зрения.
Интегрировать и интерпретировать информацию:
- устанавливать скрытые связи между объектами (сходство -различие);
-соотносить визуально
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Приложение
Прочитайте текст
Грибы, которые мы покупаем в магазине, проверяются специалистами. Поэтому их можно есть, не боясь отравления. А вот с грибами, найденными в лесу, нужно быть очень осторожными. Многие из ядовитых грибов ты знаешь, но «повторение- мать учения», поэтому давай вспомним, ка выглядят ядовитые грибы и как их можно отличить от съедобных.
В верхней части ножки бледной поганки есть плёнчатое кольцо, в нижней части ножка утолщена. Шляпка 5—15 см, оливковая, зеленоватая или сероватая, от полушаровидной до плоской формы, с гладким краем и волокнистой поверхностью. Этот гриб похож на шампиньон или зеленую сыроежку.
Мухомор вонючий надо стараться не спутать с шампиньоном. Шляпка диаметром 6—11 см. Изначально полушаровидная или коническая с острой верхушкой, затем выпуклая. Кожица в сухом состоянии блестящая, слизистая, липкая. Цвет шляпки варьирует от белого до грязно-белого, иногда с розоватым оттенком. Ножка 10—15 × 1—2 см, цилиндрическая, с хлопьевидным налётом на поверхности, в основании клубневидная. Ножка бывает искривлённой.
Сатанинский гриб имеет красноватую окраску нижней части шляпки и красный сетчатый рисунок ножки. Если сломать шляпку, то излом будет синеть.Сатанинский гриб (лат. Boletus satanas) не зря получил столь звучное и зловещее название. Его коварство заключается в редкостной способности подражать своим съедобным сородичам. Опытному грибнику трудно спутать «чертов гриб» со съедобным боровиком.
Жёлчный гриб можно узнать по розовой окраске нижней части шляпки и чёрно- бурому сетчатому рисунку на ножке. Молодой жёлчный гриб с ещё неокрашенными порами можно спутать с белым грибом и другими боровиками (боровик сетчатый, боровик бронзовый), иногда его путают с подберёзовиками. Отличается от подберёзовиков отсутствием чешуек на ножке, от боровиков тёмной сеточкой (у боровиков сеточка светлее основной окраски ножки).
Ложную лисичку отличает от съедобной ровная красновато- оранжевая шляпка и ярко- белые полоски на ней. Ножка 1—5 см длиной и не более 1 см толщиной, ровная, нередко изогнутая и эксцентрическая(см. сноску), с ватообразной мякотью, волокнистая, одного цвета со шляпкой, в основании более тёмная до почти чёрной.
ЭКСЦЕНТРИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. Не имеющий общего центра; противоп. концентрический. Эксцентрические круги.