Конференции
2024-02-13 13:43 Ноябрь 2023

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОУ

Дмитриева Марина Александровна
педагог-психолог
МДОУ Чердаклинский детский сад № 2 "Солнышко", р.п. Чердаклы

С каждым днем увеличивается количество детей с ОВЗ, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, враждебность, агрессивностью, тревожностью, неуверенностью в себе. В дальнейшем это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими и самим собой.

Дети с различными нарушениями речи, испытывают затруднения в речевом обозначении эмоциональной сферы, так как эмоции у таких воспитанников мало дифференцированы.

Необходимость проведения специальной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в речи, с целью развития у них осознания собственных эмоциональных состояний, умения дифференцировать эмоции окружающих, переводить эмоции в словесный план, обусловлена рядом причин.

Во-первых, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием эмоциональной сферы ребёнка.

Во-вторых, запоминание различного по содержанию материала также, во многом зависит от его эмоциональной насыщенности.

В-третьих, ребёнок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.

Эмоции показывают наше отношение к событиям, словам и обстоятельствам. Если ребенок не понимает, что говорят эмоции и не умеет выражать свои состояния и чувства происходит искажение восприятия и сложность понимания и взаимодействия.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, сложностям в общении со сверстниками и взрослыми.

Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.

Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста с ОВЗ характеризуется незрелостью, поэтому в различных ситуация у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием снижения самооценки, переживания чувств обиды, тревоги. Хотя чувства гнева и раздражения являются нормальными человеческими реакциями, детям трудно научиться выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя, освобождаются от психоэмоционального напряжения. А в процессе социализации ребенок учится выражать негативные эмоции социально одобряемыми способами. Это могут быть занятие спортом, активные игры, продуктивные виды деятельности.

Сейчас много говорят о развитии эмоциональности и формировании эмоционального интеллекта. Основной элемент эмоционального интеллекта – эмоциональное самосознание, умение понимать себя. Человек с высоким уровнем самосознания сможет определить свои чувства и причину их появления. А это помогает понять то, как эмоции влияют на окружающих и на психологическое состояние самого человека. Самосознание дает возможность контролировать проявление чувств и сдерживать разрушающие эмоции, а их выражение допускать в разрешенных формах, не нанося вреда окружающим.

Важными компонентами успешного взаимодействия является сопереживание, навык понимания чувств и потребностей окружающих, умение поставить себя на место другого человека. Именно сопереживание, умение понять другого, услышать помогает эффективно строить взаимоотношения и быть успешным и принятым окружающими.

Для этого необходимо умение говорить, спрашивать, выражать интерес к собеседнику, видеть что-то общее и учиться тому хорошему, что есть в окружающих и является желательными качествами у каждого. Это дает возможность создавать ситуации, при которых каждый чувствуют себя ценными и важными друг для друга.

Человек, которому свойственна социальная чуткость, способен создавать необходимую атмосферу для общения и взаимодействия. Что помогает разрешать конфликты конструктивными методами, не оказывая влияния с позиции силы или агрессии.

Успешность ребенка с ОВЗ зависит от уровня эмоционального интеллекта. Дэниэл Гоулман говорит о том, что способность контролировать эмоции и распознавать чувства других характеризует интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Он веско доказывал, что наиболее успешные те люди, которые сочетают разум и чувства.

Следовательно, эмоциональный интеллект это фундамент для ключевых компетенций, которые необходимы для успеха. Умение управлять своими эмоциями повышает осознанность, инициативность, решительность, гибкость и уверенность в себе. Помогает действовать в сложных ситуациях, преодолевать стресс и оставаться собранным, сосредоточенным. Высокий уровень эмоционального интеллекта помогает противостоять неблагоприятным событиям.

Эмоциональный интеллект можно представить в четырех категорий.

Первый — умение ясно и внятно общаться с другими, объяснить ожидания, активно слушать, влиять и вдохновлять, работать в команде или возглавлять ее и улаживать конфликты.

Второй — общая эмпатия и комфортное самоощущение в большой группе людей: независимо от того, экстраверт вы или интроверт, вы чувствуете эмоциональные сигналы других и редко сталкиваетесь с недопониманием.

Третий признак — знание своих слабых и сильных сторон и спокойное сосуществование с ними, а также хорошее знание личных эмоций и их влияния на вашу жизнь.

Четвертый — умение управлять эмоциями, ограничивать их разрушительное влияние на себя, способность выполнять взятые на себя обязательства, поддерживать долгосрочные отношения и меняться в соответствии со средой.

Важно то, что эмоциональный интеллект необходимо развивать. А для этого нужно сосредоточиться на четырех составляющих: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения.

Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность.

Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации.

Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Эмоциональный интеллект — это «фундамент» личности. Чем больше площадь этого «фундамента», тем больше возможностей предоставляется ребенку с ОВЗ в процессе общения и взаимодействия.

Список литературы:

1. Пазухина И. А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.

2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций. – М., 2004.

3. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М., 2003.