ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лахтина Елена Николаевна учитель начальных классов Тюрина Кристина Владимировна учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 32», г. Астрахань
Одной из ведущих задач на уроках русского языка в начальной школе является формирование у обучающихся орфографической грамотности. Педагоги прикладывают огромные усилия, используют различные приёмы и методы, однако актуальность вопроса не падает. Потому что научить школьников писать грамотно очень сложно, даже если ученики прилежно учат правила. Одна из причин в том, что в русском языке множество слов, являющихся исключениями или не подчиняющихся правилам.
Поэтому словарно-орфографическая работа в начальных классах имеет огромное значение для усвоения учащимися слов с трудно проверяемыми и непроверяемыми написаниями.
Различные методологические исследования показывают, что навык написания трудно проверяемых и непроверяемых написаний слов зависит как от лексического запаса ребёнка, так и от словарно-орфографической работы, проводимой учителем. Словарная работа не может сводится к механическому запоминанию слов, необходима работа над лексическим значением, этимологией, аналогиями.
Только тогда словарно – орфографические упражнения будут эффективны и результативны, если педагог применяет различные приёмы и методы изучения и закрепления, учит детей правилам проверки написанного. Сюда относятся задания не только на усвоение орфографических правил, но и упражнения как на развитие связной речи, так и на активизацию словарного запаса ребёнка. Опираясь на современное понимание термина, "словарная работа", всё её многообразие можно разделить на два направления: лексическая работа и орфографическая работа.
В своей работе я систематически использую такие задания:
· Работа с толковым, этимологическим и орфографическим словарями.
· Поиск однокоренных слов, словообразование однокоренных слов, анализ образования новых слов, разбор слов по составу.
· Поиск синонимов и антонимов к изучаемому слову
· Работа с устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими оборотами, поговорками, пословицами.
· Составление предложений, рассказов и т.д.
· Различные виды диктантов: зрительный, картинный, выборочный, творческий, диктант по памяти, диктант с комментированием.
· Кроссворды.
Такая система работы помогает учителю определить содержание и методику организации словарной работы в начальной школе, способствуя не только обогащению словаря школьника, но и совершенствованию навыка чтения и развития речи, создаёт основу для последующей языковой практики, помогает не только прочно усвоить материал, но и заинтересовать детей, повысить внимание к слову.
Самое главное, чтобы словарная работа не носила эпизодический характер, а была планомерной и систематической. Работа со словом должна присутствовать на каждом уроке, и не только на уроке русского языка.
Великому русскому педагогу К.Д. Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
Литература
1. М. Р. Львов «Методика развития речи учащихся», М., 1990 г.
2. В. П. Канакина «Работа над трудными словами в начальных классах», М., 1991 г.
3. Н. М. Шанский «Краткий этимологический словарь», М, 1971 г.
4. В. П. Канакина «Учусь работать самостоятельно», М., 1996 г.
5. В. М. Кузнецов «Учимся работать со словарными словами», Аквариум, 2003 г.
6. Н. Сычева «Словарные слова», Аст Москва, 2015 г.
7. Т.В. Борисова. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе, 2020 г.