Евдокимова Ю.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3-М КЛАССЕ ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ» НА ТЕМУ «ПОНЯТИЕ ОБ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ»
Евдокимова Юлия Владимировна учитель начальных классов, МОУ ООШ № 5, Челябинская область, г. Южноуральск
Библиографическое описание: Евдокимова Ю.В. Урок русского языка в 3-м классе по программе «Школа России» на тему «Понятие об имени существительном» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Метапредметная тема: Определение и понятие
Цели:
1. Повторение материала об имени существительном, обозначающем предметы и явления природы. Расширение понятия об имени существительном, обозначающем действия и признаки. Различение категорий: понятие и определение.
2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умения самостоятельно решать учебные задачи, анализировать и синтезировать учебный материал. Развитие фонематического слуха, внимания, абстрактного и логического мышления, речи.
3. Воспитание любви к русскому языку, культуры учебного труда.
Оборудование:
Слайд-презентация, карточки для составления схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы, действия и признаки». Игрушка Крош («Смешарик»). Бланки тетрадей «Лесной школы».
«Секретное задание» для 3 учащихся: стихи-загадки о частях речи. Всему классу дается творческое задание: нарисовать рисунок-схему «Имя существительное».
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы! (имя существительное)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт! (глагол)
Слайд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
2
Оргмомент
Приветствие учащихся, пожелание успехов в изучении новой темы.
- Ваша цель – внимательно слушать и угадать название части речи.
3 подготовленных ученика загадывают загадки об изученных частях речи.
1 ученик
Есть один седой старик.
Превращаться он привык
В шляпу, бабушку, котлету,
В кактус, зонтик и ракету,
В тапочки, в слова, в конфеты -
Словом, в разные предметы!
- Имя существительное!
4
- Что вы знаете об имени существительном?
Имя существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО? обозначает предметы и явления природы.
5
- Проверьте ваш ответ.
- Правильно!
6
2 ученик
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- Имя прилагательное!
- Что вы знаете об имени прилагательном?
Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета
7
- Проверьте ваш ответ.
- Правильно!
8
3 ученик
Что без меня предметы?
Лишь названия!
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт!
- Глагол!
- Что вы знаете о глаголе?
Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? обозначает действие предмета.
9
- Проверьте ваш ответ.
- Правильно!
- Спасибо нашим ребятам за подготовку «Секретного задания»! Классу спасибо за работу.
10
- Все ли части речи вы назвали?
- Какие еще части речи вы знаете?
- Нет.
Перечисляют.
11
Метапредмет
- Каждый день мы узнаем новое, встречаем новые понятия и их определения. Так мы знакомимся с целостной картиной мира. Изучить науку без понятий нельзя. Вы становитесь старше, узнаете все больше, расширяете свой кругозор.
Слушают.
12
Объявление темы урока.
- На сегодняшнем уроке мы расширим понятие об имени существительном, дополним его определение.
- Прочитаем тему нашего урока вместе.
- Тему урока я запишу на доске.
Слушают.
Хором читают со слайда.
13
Актуализация знаний.
- Сначала выясним, что вы уже знаете об имени существительном?
1 ученик начинает, остальные внимательно слушают и по цепочке дополняют.
- Ребята! Кто из вас внимательно слушал все ответы и может прокомментировать их?
1 ученик комментирует рассказ и высказывает свое мнение об услышанном.
- Как вы думаете, вы все знаете об имени существительном?
- Готовы продолжить изучение этой части речи?
Отвечают
14
15
- Откройте учебник стр. 52 упр.4. Самостоятельно прочитайте задание. Есть вопросы?
- Как вы поняли, что надо сделать?
На доске прикрепляю слова схемы «Имя существительное обозначает предметы, явления природы»
Самостоятельно читают задание.
- Выбрать имена существительные, обозначающие предметы и явления природы.
Ситуация выбора
- Я приглашаю к доске 2 учащихся, а они выберут себе помощников.
Ученики выбирают себе пару для работы у доски.
- 1 пара выписывает имена существительные, обозначающие предметы, а 2 пара - явления природы.
Класс работает в тетрадях, пары – на доске.
- Если у вас возникают вопросы, обращайтесь за помощью.
- Проверим работу на доске. Что скажете?
Самопроверка в тетрадях.
Класс комментирует выполнение работы. Дополняет. Исправляет.
16
Проблемная ситуация
- Смогли ли вы до конца выполнить задание? Почему?
- Нет. Оставшиеся слова обозначают не предметы и не явления природы.
17
- Прочитайте эти слова. Что заметили?
- Сделайте вывод.
Добавляю к схеме «действие»
Читают хором. Варианты ответов.
– Эти слова обозначают действие.
- Дополнили понятие об имени существительном? Расскажите!
Хором: Имена существительные обозначают действие.
- Запишите в тетради новое понятие. Запомните его.
- Какая проблема у вас возникает?
- Имена существительные, которые обозначают действие, похожи на глаголы.
Самостоятельный поиск решения проблемы.
- Хотите научиться различать имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы?
- Сейчас вы будете работать в группе и искать ответ на вопрос: КАК различить имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы?
Стр. 53 упр. 5. Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно?
- Да.
Готовятся к работе в группах.
Устное обсуждение.
Вариативность
- Кто может ответить на поставленный вопрос?
Варианты
- Сделаем вывод: КАК различить имена существительные, которые обозначают действие, и глаголы?
- Молодцы! Вы сами назвали способ различения частей речи!
- По вопросам!
18
ФИЗМИНУТКА
- Читаем хором и выполняем:
Ходьба,
Плавание,
Приседания,
Бег.
- Что заметили?
- Как доказать, что эти слова – имена существительные, которые обозначают действия?
Дети выполняют движения.
-Все существительные обозначают действия! Это наше новое понятие!
- По вопросам: ЧТО? – имена существительные, которые обозначают действия.
Применения нового знания на практике
- Вы познакомились с новыми понятиями. Вы теперь можете их применить? И другим сможете помочь?
19
- Почему вы засмеялись?
- Из сказочного леса сегодня к вам на урок пришёл один из Смешариков. Угадаете, кто это?
- В начале урока вы назвали мне число. А какой наступил год?
- 2011. Год кролика! Крош!
Крош:
- Ребята! Мне в лесной школе задали секретное домашнее задание. Поможете мне его выполнить?
- Поможем!
- Какое?
20
21
Стр. 53 упр. 6.
- Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать?
Крош:
- Ребята! В нашей лесной школе тетради тоже необычные. Командиры групп, подойдите, получите по листу. Если есть вопросы, обращайтесь за помощью.
По 1 человеку от каждой группы получают лист на группу для письменного выполнения работы.
Работа в группе.
- Проверка.
Командиры выходят к доске и читают, как распределили слова по группам.
- Почему возникли сложности?
- Мы еще этого не знаем.
- Давайте вместе узнаем! Прочитайте оставшиеся слова.
- Как можно назвать эту группу имен существительных?
- Как выяснить, кто из вас прав?
- А где это?
Читают хором.
Варианты ответов. (Признак)
- Посмотреть в научной книге.
- В учебнике.
22
- Откройте учебник стр.55. Здесь – научное определение понятия имени существительного. Прочитайте его.
- Кто сможет красиво, выразительно прочитать определение?
Хором читают
1 ученик выразительно читает.
23
- Что нового вы узнали?
- Расширилось определение понятия имени существительного?
- Подчеркните карандашом НОВОЕ, что вы узнали на уроке.
- Какую тему мы сегодня изучали? Давайте еще раз со слайда прочитаем научное определение понятия имя существительное.
- Имя существительное обозначает действия и признаки.
Подчеркивают карандашом и ставят! Имя существительное… обозначает … действия и признаки.
Читают
24
25
- Вы достаточно хорошо усвоили новую тему?
- Дома у вас будет возможность самостоятельно это проверить. Стр. 54 упр. 7 - Прочитайте задание. Есть вопросы? Все понятно? Что необходимо сделать? Выучите новое научное определение.
- Крош приготовил для каждого из вас тетради «Лесной школы». Пока я вам их раздаю, в парах попробуйте выучить новое научное определение.
Работа в паре
- Задайте друг другу вопросы. Расскажите новое.
- Надо еще потренироваться.
Отвечают.
Учат.
В паре рассказывают.
26
Итог урока. Рефлексия.
Дети говорят главное, что необходимо запомнить. Высказывают свое мнение об уроке.