Казанчикова Л.М. ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Библиографическое описание: Казанчикова Л.М. ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-2.pdf.
Экология сейчас переживает бурное развитие, отражая, прежде всего, интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального плана.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что тревожная экологическая ситуация является результатом некомпетентностного - потребительского отношения к природным богатствам, преобладания технократического мышления и, конечно же, недостатка экологических знаний.
В ст.74 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды сказано, что "овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний" Эффективным средством экологического образования и воспитания является экологизация учебных предметов, особенно в начальной школе.
Под экологизацией учебного предмета, в настоящее время понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути рационального природопользования с целью формирования качественно нового типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща практически всем школьным предметам, но прежде всего первооткрывателем в начальной школе являются уроки окружающего мира.
Экологическое образование – это база экологического воспитания. Под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Несомненно, на формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Возможность экологического ориентирования существует на уроках окружающего мира, направленных на изучение природы и человека.
Учащиеся хорошо знают терминологию, законы, но по отношению к природе остаются потребителями. Без знаний закономерностей развития природы невозможно выработать экологический стиль мышления, заложить основы экологической культуры, обеспечить понимание научных принципов человеческой деятельности. На начальных биологических знаниях основывается формирование здорового образа жизни, профилактические нормы, позволяющие сохранить свое здоровье. То есть, данный учебный предмет, обладает огромной возможностью для формирования экологического сознания, как основы экологической культуры.
Для формирования экологического сознания на уроках важно ориентироваться на следующие принципы:
· комплементарности, те есть, каждый последующий урок должен дополнять предыдущий и обеспечивать прирост убежденности, самостоятельности, инициативы в природоохранном поведении;
· междисциплинарности;
· непрерывности;
· сочетания глобального и краеведческого подходов;
· сочетания восприятия среды с практикой ее охраны.
Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде её гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Результатов в экологическом воспитании можно достичь с подключением чувственно- эмоциональной сферы, вовлечением учащихся в активные формы работы, превращением ребят из пассивных слушателей в соучастников учебного процесса. Одним из основных средств активизации познавательной деятельности является разработка и использование на уроках различных наглядных пособий (таблиц, схем, рисунков). Являясь для учащихся предметом самостоятельного анализа, они позволяют концентрировать внимание на сущности явлений, выделять общую закономерность из совокупности фактов, то есть приближать к намеченной цели: формирование у обучающихся экологического сознания.
Для начальной школы, важно проводить разнообразные уроки:
· урок-дискуссия, который активно воздействует на взгляды и отношение школьников к обсуждаемым проблемам, на котором учащиеся показывают свою эрудицию, где проводится глобальное обобщение экологической информации, например, урок-дискуссия «Спасет человеческий разум планету или погубит её?», перед которым учащиеся осмысливали эти вопросы в домашнем сочинении на эту же тему;
· урок-экскурсия, который наглядно показывает экологические проблемы;
· урок-сказка, учит вдумчивому чтению, воспитывает у учащихся внимательность, ответственность.
· драматизированный урок, на котором учащиеся играют роли и имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее.
· урок-путешествие, может включать в себя самые разнообразные станции: вырубка леса, загрязнение земли, лесные пожары, человек, кризисная и др.
· проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема, дети работают группами, выдвигают различные гипотезы.
В.А. Сухомлинский писал: "...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира..."
Библиографический список
1. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу./С.Н. Николаева. — М., 2005.
2. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995