РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Маслова Лилия Александровна учитель начальных классов МБОУ "Томаровская средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Шевченко А.И. Яковлевского округа Белгородской области"
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» В. А. Сухомлинский
Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные социальные и экономические задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Все маленькие дети с рождения наделены определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, раскрывающую природные возможности каждого ребенка.
Одним из направлений ФГОС НОО является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, направленной на успешную адаптацию и социализацию личности в обществе. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей [1].
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством сверстников, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, испытывают радость от умственного труда, отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Задача учителя начальных классов заключается в том, чтобы: во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Самую большую проблему для одаренных детей представляют трудности их самореализации. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию, освоению социума и решению жизненных проблем. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. В этой связи именно в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любозна тельность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».
Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе включает:
§ дифференцированный и индивидуальный подход на уроках и во внеурочной деятельности;
§ использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность);
§ работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);
§ возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;
§ предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера [2].
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации такой работы важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний, но и широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
На уроках я использую дифференцированные задания чаще двух уровней сложности. Так, например, на уроке русского языка в 4 классе при изучении темы «Имя прилагательное» учащимся было предложено «Задание на выбор». В готовый текст о весне нужно было вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить их род. Другое задание имело повышенный уровень сложности. По опорным словам, и словосочетаниям учащимся предлагалось составить свой текст - описание подснежников, затем у прилагательных определить род. Причём, учащиеся сами выбирали соответствующий для себя уровень сложности задания, создавая тем самым положительный настрой на работу и её успешное выполнение.
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы или в процессе закрепления знаний по отдельной теме. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.
Очень важное влияние на развитие одаренности младших школьников оказывают:
§ предметные олимпиады;
§ интеллектуальные марафоны, конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
§ посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
§ создание детских портфолио;
§ проекты по различной тематике;
§ ролевые игры;
§ индивидуальные творческие задания [3].
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий лучше всего проводить индивидуально. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализоваться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями. Так, ученики могут участвовать, как в школьных, так и в муниципальных конкурсах, во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт», «Лисёнок», в онлайн – олимпиадах на базе образовательной платформы Учи.ру, Яндекс. Учебник.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
При обучении одаренных детей важно вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, мотивации к получению новых знаний.
Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия [4].
Принимая участие в школьных «Днях науки» учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступить перед аудиторией, отстоять свою точку зрения.
Развитию творческих способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направ ленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную са мооценку и способ ность самоконтролю и самоанализу.
Ученики начальной школы под руководством учителя могут выполнить:
§ исследовательские проекты, нацеленные на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез;
§ продуктивные проекты, дающие возможность проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газет, плакатов, рисунков, презентаций;
§ практико-ориентированные проекты, направленные на решение реальных проблем [5].
Если дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. Работу с одарёнными детьми нужно рассматривать как возможность перехода на более качественный уровень образования, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
Литература
1.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей. - 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2014. - 144 с.
2.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2019 С.5-29
3.Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. - М: РОСМЭН-Пресс, 2018.
4.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2016, С.8-12
5.Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. - Волгоград: Учитель, 2017.