Публикации
2023-11-24 14:12 2023

Коняхина Я.В. ЛЕВОРУКОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Библиографическое описание:
Коняхина Я.В. ЛЕВОРУКОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Методологической основой развития и модернизации российского образования во всех современных государственных концептуальных и программных документах об образовании признаются принципы гуманистической педагогики, согласно которой индивидуально-личностное развитие ребенка представляется главной ценностью образования. Важнейшей индивидуальной психофизиологической особенностью, на которую необходимо обращать внимание в процессе обучения письму, является выбор пишущей руки и прежде всего, конечно, при работе с леворукими учащимися. Уже в древние времена люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладают более низкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д.

По данным научных исследований, большая часть человечества – праворукие и только 10,5 (на 2020 год) – леворукие. Нейрофизиолог А. А. Айрапетянц, в 1987 г. выявил 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7–9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% – среди девочек, то есть в средней школе остается достаточно малое количество леворуких учащихся. Это следствие того, что в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали. В последние годы число леворуких детей в начальной школе увеличилось до 15–23%, так как от практики переучивания практически отказались.

Особая организация нервной системы, распределение труда между мозговыми полушариями составляют целый комплекс психологических качеств человека. Именно он разительно отличает левшей от правшей. Отличие состоит не только в том, какими руками пишут, едят, работают эти дети, но и в особенностях зрительного восприятия информации. Определено, что для детей с ведущей левой рукой особенно характерна именно визуальная система восприятия. Отсюда следует, что слуховая информация не оказывает существенного влияния на развитие ребенка в целом и на формирование его познавательных способностей, в частности. Для детей с ведущим правым полушарием не подходит пошаговое, последовательное, требующее повторение преподнесение материала. Левши лучше запоминают яркие, мгновенные образы.

Ученые, исследующие леворукость (М. М. Безруких, Н. Н. Брагина, В. Ю. Вильдавский, Т. П. Доброхотова, А. В. Семенович, В.Г. Степанов и др.), считают, что наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это означает, что функции обоих полушарий не равнозначны. Ответственность за разные виды деятельности между ними разделены. Более того, одно из полушарий является доминантным, а второе субдоминантным. У правшей левое полушарие является основным. Оно играет ведущую роль в выполнении психических функций, связанных с речью (оперировании словесно-знаковой информацией, осуществлении мыслительных логических операций таких как чтение текстов, построение точных конструкций). Правое полушарие, доминантное для леворуких, отвечает за оперирование образами, различение музыкальных тонов и мелодий, распознавание сходства и различия сложных систем, управляет ориентацией в пространстве. Полушария различаются стратегией переработки информации. Хотелось бы отметить, что в различных исследованиях можно встретить две терминологии, такие как “левшество” и “леворукость”. К тому же, эти термины в нейропсихологическом контексте не всегда являются синонимами. Рассмотрим данные понятия с точки зрения разных ученых.

Левшество как самостоятельная проблема является объектом внимания со стороны медицины, нейробиологии, психологии, других научных дисциплин. Систематическое изучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии мозга началось во 2-й половине ХХ столетия.

По мнению Н. Н. Брагина, «левшество – удивительное и загадочное явление в истории человеческой природы. Оно является отражением специфической, уникальной в своем роде функциональной организации нервной системы человека, прежде всего головного мозга».

Т. А. Доброхотова говорит о том, что левшество, в отличие от леворукости, – это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половины тела.

По словам А. В. Семенович, «левшество» – это проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшество может быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.

Изучение вопроса о происхождении левшества до настоящего времени протекает по трем основным направлениям, развивающихся в рамках принципиально различных парадигм, а именно «генетическое», «культурное» и «патологическое». Множество фактов, подчас противоречащих друг другу, показывает, что каждая из этих теорий требует дальнейшего обоснования и развития.

Перейдем к понятию “леворукость”. Исходя из мнения многих авторов, нет единого или схожих мнений и в определении леворукости.

В медицинской энциклопедии данное понятие трактуется как “генетически обусловленное преимущественное пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий”.

Психологический словарь описывает данный термин следующим образом: Леворукость (англ. left-handedness) – врожденное или вынужденное (вследствие серьезного повреждения или травмы) использование человеком левой руки в качестве ведущей.

Так, например, Р. Лурия [130] и А. В. Семенович считают, что леворукость – термин, отражающий предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее явление того, что по каким – то причинам правое полушарие мозга взяло на себя временно или навсегда главную ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека. Леворукость может быть и временным признаком. Это бывает связано с задержкой формирования у ребенка межполушарных взаимодействий, и по мере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти «превращение» левши в правшу.

Н. Н. Брагина обращает внимание на то, что леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека. Она бывает различных видов.

Генетическая обусловленная леворукость передается по наследству, точно так же передаются по наследству и такие признаки, как цвет глаз, волос, форма носа и многое другое. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10–12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.

Патологическая леворукость обусловлена тем, что в ее основе лежит какое-то нарушение в деятельности левого полушария, так как действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие: у праворуких людей – левое, а у леворуких – правое.

Врожденная леворукость бывает наследственной или наступает вследствие того, что левое полушарие головного мозга, управляющее движениями правой руки, еще во внутриутробном периоде развивалось не вполне нормально. Компенсируя это отклонение, организм перекладывает функции левого полушария на правое.

Приобретенная леворукость развивается вследствие длительной, серьёзной травмы правой руки. Исследования показывают, что человек, получивший травмы правой руки, станет левшой, даже после того, как его правая рука заживёт.

Компенсаторная леворукость возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка. Известно, что детский организм очень пластичен, поэтому, если у ребенка появляется отклонения в функционировании левого полушария, то правое может компенсировать его функции, и таким образом становится доминирующим. В этом случае ведущей рукой является левая, так как действия каждой руки регулирует главным образом противоположное полушарие.

Скрытая леворукость характерна тем, что лица, с данной леворукостью приучены с детства пользоваться правой рукой (то есть кушать, писать, работать), но при нетипичной ситуации и действиях или в состоянии аффекта они пользуются левой.

Отдельно следует рассматривать такой вид леворукости, как псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у детей какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей – левое полушарие). Но нередко встречается и необычное психическое развитие тогда, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у ребёнка не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. В этом случае наблюдается псевдолеворукость или, что бывает гораздо чаще, примерно равное использование обеих рук.

Выделяются и другие виды леворукости. М. Безруких обращает внимание на существование социальной леворукости. Например, младший ребенок в семье, где практически все леворукие, тоже предпочитает действовать левой рукой, стремясь во что бы то ни стало походить на своих родных. Таким образом, леворукость этого ребенка оказалась навязанной.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что категория леворукости совсем не однородна и причины происхождения леворукости могут быть различными. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и даже не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Стало, у леворуких детей наблюдается целый ряд особенностей, который отличает их от детей, владеющих врожденной правой рукой. Морфологические особенности данных детей заключаются в более подвижной мимике левой половины лица, в несколько большем размере левой руки, а также в более развитых венах на тыльной стороне левой кисти. Психофизические особенности характерны плохой зрительно-двигательной координацией, плохим почерком, речевыми нарушениями, сложным концентрированием и переключением внимания, искажением форм и пропорций фигур, зеркальностью письма, плохой зрительной памятью. Что касается эмоционально-психологических особенностей, то они выражаются повышенной эмоциональной чувствительностью, быстрой утомляемостью и ограниченной работоспособностью, ранимостью, раздражительностью и обидчивостью, ярко выраженными способностями к оригинальному художественному творчеству, повышенным уровнем тревожности, боязливостью, склонностью к пассивному восприятию действительности, сонливостью, эстетической впечатлительностью. Выполнение домашнего задания у младших школьников с ведущей левой рукой чаще всего затягивается, сопровождается повторными неудачными действиями, криком, плачем, рассредоточенностью, истерикой, отказом от работы, которые приводят, в конечном итоге, к неудовлетворительному результату (тамуриди). Вместе с тем, привычные проблемы леворукого ребенка - стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении "лево", "право", "выше" и "ниже". Леворукий может прочитать или написать букву или цифру равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия, такие как читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). Когда необходимо рассмотреть достаточно широкое поле, то леворуким “выхватываются” отдельные элементы целостного изображения.