Конференции

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ И ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Халяпина Лариса Ивановна
методист
Деревцова Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования
Ермакова Светлана Васильевна
педагог дополнительного образования
ГБУДО БелОДДТ г. Белгорода

Одаренные дети являются ресурсом развития страны, поэтому наше государство, особенно в последнее время, уделяет немало внимания поддержке одаренной молодежи. Актуальность данного вопроса четко обозначена в «Программе модернизации образования на 2010- 2015 годы», в Законе РФ «Об образовании» от 24.12.2002 № 176-ФЗ с изменениями от 23.12.2003 №186-ФЗ. Так же одним из положений Федеральной целевой программы «Дети России» является «формирование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей».

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются права и свободы человека и гражданина, вне зависимости от состояния здоровья и его развития. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для инвалидов, лиц с ОВЗ – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей - инвалидов, детей с ОВЗ на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также в других Федеральных законах.

Одна из ведущих ролей в организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для одаренных детей, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принадлежит дополнительному образованию.

В ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» работа с одаренными детьми и с детьми с ограниченными возможностями рассматривается как одно из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Так, в детских творческих коллективах «Гармония», «Многоликая кожа», «Шерстяная радуга» педагогами используется богатый спектр инновационных педагогических технологий как для реализации программы обучения одаренных обучающихся, так и для детей, имеющих ограничения по здоровью. Индивидуализация обучения является основополагающим принципом работы с нетипичными детьми. Использование педагогами личностно-ориентированной технологии, технологии дифференцированного обучения, элементов модульной технологии позволяет организовать разноуровневый образовательный процесс, создает оптимальные условия для полного раскрытия потенциала одаренных детей, а детям - инвалидам даёт шанс, возможность реализоваться, участвуя в творчестве и созидании. Педагогами Белгородского областного Дворца детского творчества созданы специальные программы как для обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями, формирования духовно-нравственных качеств таких детей, так и для реализации и полного раскрытия таланта одаренных.

В настоящее время в системе дополнительного образования становится реальной возможность учиться в индивидуальном режиме независимо от места и времени, получать образование по индивидуальной траектории, в соответствии с принципами открытого образования. Так, с детьми, имеющими ограничения по здоровью, проводятся индивидуальные занятия на дому по авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Лучик в ладошке», художественной направленности, которая реализуется с учетом их индивидуальных возможностей и уровня психофизического развития. Осваивая базовые знания по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, одаренные обучающиеся имеют возможность углубленно изучать интересующее направление, обучаясь по индивидуальным образовательным маршрутам. Обучающиеся имеют возможность вместе с педагогом и родителями выбрать образовательную траекторию, объем изучаемого материала, определить способы получения информации, и т.д. Применяя технологию сотрудничества, как наиболее успешную альтернативу традиционным методам, педагоги создают условия для самореализации талантливых детей. Однако, невозможно применение любой технологии в чистом виде, все они взаимосвязаны между собой. Применяя технологию создания успеха как в работе с детьми одаренными, так и особенными детьми, педагог стремится создать комфортные условия для обучения, положительный эмоциональный настрой, повышает мотивацию, способствует формированию у обучающихся уверенности в своих силах и положительную самооценку. Это так важно для обеих категорий обучающихся.

Технология создания успеха тесно переплетается с системой инновационной оценки «Портфолио». Важная цель технологии «Портфолио» - увидеть наглядно значимые образовательные результаты, отследить индивидуальный прогресс обучающегося, поддержать высокую учебную мотивацию. В коллективах Белгородского областного Дворца детского творчества педагоги вместе с обучающимися и их родителями создают портфолио одаренных детей. Система «Портфолио» развивает у обучающихся навыки оценочной деятельности, способствует персонализации образования, повышению образовательной активности, уровня осознания своих возможностей, ответственности. Успехи детей, имеющих ограничения, так же бережно отслеживаются. Портфолио у этой категории детей имеет даже большее значение, чем у одаренных, так как помогает особенным детям скорректировать низкую самооценку, побороть неуверенность в себе, позволяет ощутить гуманное и цивилизованное отношение общества к себе, осознать собственную ценность. Дети приобретают опыт успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.

В работе с одаренными детьми важная роль отводится исследовательской технологии, технологии проблемного обучения и технологии проектного обучения. Применение методов проблемного обучения, программированного, алгоритмического метода, проектного, метода взаимообучения, метода скоростного эскизирования, временных ограничений, запрещений (когда не разрешается использование в работе какого-либо цвета, способа обработки детали, что побуждает ребенка искать новое решение поставленной задачи), метода информационной поддержки, «мозгового штурма», метода синектики, дизайн-анализа позволяют повысить познавательную, творческую активность обучающихся и оптимизировать образовательный процесс. К детям с ограниченными возможностями эти технологии возможно применять, учитывая их психофизическое состояние.

При изучении отдельных тем и разделов с детьми обеих категорий широко используются информационно-коммуникативные технологии. Для этого в нашем учреждении есть все условия. Широко применяются презентации, демонстрации видеофильмов, виртуальные экскурсии, используется вычислительная техника и теле коммуникативные средства.

Невозможно переоценить значимость игровых технологий. Мы стараемся использовать весь спектр – игры, сказки, спектакли, ролевые игры, игры – тренажеры, викторины, игры, имитирующие деловую практику. Например, при реализации проекта одаренной обучающейся по войлоковалянию «Игрушки би-ба-бо», была создана коллекция игрушек, которая позволила реализовать кукольный сказочный спектакль. В спектакле принимали участие так же и дети с ограниченными возможностями.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить обучающемуся сохранение здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Нами соблюдается воздушно-тепловой и световой режим, регулярно проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Большое значение на занятиях имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья обучающихся как одаренных, так и имеющих ограниченные возможности.

Использование разнообразных технологий способствует формированию универсальных учебных действий и компетенций обучающихся, позволяет им достичь высоких результатов в обучении. Эффективность применения инновационных педагогических технологий мы можем проследить по успехам наших детей. Одаренные дети, обучающиеся по индивидуальным образовательным маршрутам, каждый год становятся неоднократными победителями областных, Всероссийских и международных конкурсов, имеют персональные стипендии мера г. Белгорода, получают премии национального приоритетного проекта «Образование» по поддержке талантливой молодежи, выбирают для дальнейшего образования то направление обучения, которое получали во Дворце творчества. Двое детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, были неоднократно награждены премией национального приоритетного проекта «Образование». Обучающиеся, имеющие инвалидность, регулярно участвуют и побеждают в областных и Всероссийских конкурсах. Так мы наглядно видим, что инновационные технологии являются средством формирования активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
2024-02-13 14:18 Декабрь 2023