Конференции
2022-12-28 09:34 Декабрь 2022

ОБУЧЕНИЕ БАЗОВЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ ЭЛЕМЕНТАМ ЧЕРЛИДИНГА В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Герман Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "ЦДО "Меридиан" г. о. Самара

Спортивная подготовка в чирлидинге построена как круглогодичный процесс и имеет определенные временные промежутки для решения основных задач учебно-тренировочного процесса.

Физическая подготовка – фундамент для освоения любого вида спорта. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению.

Специальная физическая подготовка основана на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предусматривает развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, необходимых для конкретного вида спорта.

Под технической подготовкой спортсмена понимают степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Возраст 7–10 лет признан всеми учёными, как самый благоприятный для начала систематических организованных занятий, развития двигательных способностей и ловкости. Основными формами подготовки юных чирлидеров на начальном этапе занятий могут стать подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам, эстафеты, физические упражнения определенной направленности с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики.

Базовые элементы в чирлидинге можно условно разделить на:

– базовые позы: выпрямленный, дуга (прогнувшись), пайк (согнувшись), группировка;

– базовые элементы акробатики: кувырок вперёд, кувырок назад, стойка на руках, мост, шпагат;

– базовые прыжки: аппроуч, так, стредл, херки; – элементы страховки и самостроховки; – базовые положения рук.

На основе базовых элементов строится вся дальнейшая подготовка спортсмена. На первом году обучения базовым элементам происходит в стабильных условиях и с малой скоростью. Это помогает сформировать прочные навыки движений.

Освоенность техники понимается как стабильность выполнения технических приемов в стандартных условиях (на уроке, тренировке) и их устойчивость в усложненных условиях (изменение времени тренировки, эстафеты, соревнования). Отработку движений следует проводить как в упрощенных, так и в усложнённых условиях.

Построение процесса обучения базовой технике черлидинга, основано на поэтапном формировании двигательных действий, делает процесс управляемым и повышает эффективность тренировок.

Обучение будет эффективным при выполнении следующих основных условий:

а) наличие учебной образовательной программы;

б) поэтапное обучение базовым элементам;

в) контроль за изменениями физической и технической подготовленности на каждом этапе обучения, учитывая индивидуальные особенности занимающихся.

Обучение будет эффективным, если последующий элемент тестировать после многократного, безошибочного выполнения предыдущих действий (принцип линейности).

На начальном этапе обучения тестирование носит информационный характер о развитии ребёнка. Контроль физических качеств спортсмена – одна из трудоёмких и неизученных сторон спортивной подготовки. Особенно это касается юных спортсменов. Результаты тестирования необходимо сравнивать только с ранее полученными результатами данного ребёнка.

Итогом общеподготовительного этапа (первые 5–10 недель занятий) младшей возрастной подгруппы может стать тестирование физической и технической подготовленности юных спортсменов. Тесты и условия их выполнения представлены в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Тестирование физической и технической подготовленности младшей возрастной группы



Тесты

Условия выполнения теста

Физическая подготовленность

1

Челночный бег 3х10 м

Выполнить школьный норматив в своей возрастной группе

2

Наклон вперёд (складка), см

0

3

Прыжок в длину с места, см

Не менее 1/3 собственного роста

4

Отжимания, количество раз

Правильно выполнить отжимание от

гимнастической скамейки не менее 5 раз

5

Мост, см

Не более ¾ собственного роста



6 Шпагаты, см Не более ½ длины ноги

7 Поднимание туловища из положенияНе менее 10 раз за 30 секунд

Техническая подготовленность

1 Кувырок вперёд Из положения «старт пловца» 2 кувырка вперёд, головой не касаясь пола. Брать группировку. Закончить в положении «упор присев».

2 Стойка на лопатках «берёзка» Допускается незначительное сгибание.

Держать 10 секунд

3 Мост Выполняется из положения «лёжа на спине»

4 Переворот боком, «колесо» Выполнить на «любимую» руку. Приход на ноги.

В. И. Усаков предлагает рассчитывать темп прироста физических качеств по формуле:

; (1)

где W – темпы прироста физических качеств; – исходные показатели; – конечные показатели.

Таблица 2

Шкала оценки темпов прироста физических качеств детей

Темпы прироста, в %

Оценка

За счёт чего достигнут прирост физических качеств

До 8%

неудовлетворительно

За счёт естественного роста.

8 – 10%

удовлетворительно

За счёт естественного роста и роста естественной двигательной активности.

10 – 15%

хорошо

За счёт естественного роста и

целенаправленной системы ФВ

Свыше

15%

отлично

За счёт более эффективного использования естественных сил природы и ФУ.



Развитие чирлидинга в России приобретает массовый характер. В средствах массовой информации появляется множество статей, видеоматериалы по чирлидингу. Множество команд создаются на базе школ, вузов и даже детских садов. В каждом регионе, городе, учебном заведении, где развивается чирлидинг, требуется учебно-тренировочная программа подготовки чирлидеров, методические разработки, видео и фотоматериалы. Данная категория кружков и секций отличается от спортивных школ как минимум: количеством учебных часов, условиям проведения занятий и контингентом занимающихся. В глобальной сети Интернета можно найти десятки учебных программ, написанных педагогами дополнительного образования. Все они утверждены на методических советах образовательного учреждения, т.е. проверено оформление образовательной программы, а не содержание. В основу таких программ положены требования правил соревнований по чирлидингу. Не стоит забывать, что в России чирлидинг не входит в школьную программу, а дети, пришедшие на занятия, не все умеют делать кувырок вперёд.

В настоящее время есть одна учебно-тренировочная программа по чирлидингу, утверждённая Департаментом физической культуры и спорта г. Москвы [6]. В данной программе собраны как положительные, так и отрицательные моменты. Например: «Стойка на бедре одиночной базы» и «Угол» рекомендуется разучить на 1-ом году обучения, а «Стойку на бедре двойной базы», «Стредл на плечах» – на 2-ом. При этом каждый тренер понимает, что стоять на бедре двойной базы легче, чем на одной. Распределение веса верхнего приходится на базы равномерно.

Направленность и содержание учебного процесса в разном возрасте должна определяться соответственно направленности сенситивного периода [4]. Таким образом, сенситивные периоды развития определяют то, что нужно развивать.

Из элементов акробатики: только при переходе обучаемых в группу Учебно-тренировочной подготовки (12 лет) при сдаче тестовых нормативов необходимо выполнить кувырок вперёд и назад. Во всех остальных случаях – на усмотрение тренера [6].

Выводы. Анализ учебных образовательных программ по чирлидингу позволяет сделать следующее выводы:

1. Учебная программа рассчитана в среднем на 2–3 года обучения, что указывает на явную текучесть спортсменов.

2. Базовые технические элементы не достаточно отработаны в «спокойной» обстановке.

Вновь пришедшие на занятия дети не начинают свою спортивную карьеру в группах 1-го года обучения, а иногда сразу занимают на площадке место базы или флаера.

3. Высокий травматизм и частая смена состава команды из-за ускоренного обучения технически сложных элементов.

4. Соревнования для спортсменов 1-го года обучения проводить в форме контрольного тестирования физической подготовки и выполнения базовых технических элементов.

Литература1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

2. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболистов / Пер. с нем. В.П. Котелкина. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 252 с.

3. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов / В.М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 232 с.

4. Корольков А.Н. Педагогические принципы обучения гольфу и мини гольфу в школьном возрасте / А.Н. Корольков, В.А. Фесенко // Научно-практический форум «Оздоровление нации средствами физической культуры и спорта», 8 ноября 2012 г., Самара. – С.119-126.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и Спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. – 544 с.

6. Соколова Э.Ю. Учебно-тренировочная программа для детско юношеских спортивных школ / Э.Ю. Соколова, Т.В. Савушкина. – Москва: б.н., 2010.

7. Теория и методика физической культуры / под ред. проф. Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.