Публикации
2023-11-24 16:08 2023

Карпова А.Л. АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Карпова А.Л. АДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 13 (56). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/56.pdf.

Начало – это всегда самое трудное, особенно для семилетнего ребёнка. Ведь он делает первые шаги в самостоятельную жизнь. И насколько успешно и легко пройдут его школьные годы, во многом зависит от этих шагов.

Учение в школе - это новый период в жизни ребёнка. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания здесь, ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения. Дети далеко не одинаково легко "вживаются" в новые условия жизни - школьное обучение.

За годы своей работы учителем начальных классов, я заметила, как трудно дети адаптируются к школе, учителю, коллективу.

Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться, узнавать новое, интересное. Дети в этом возрасте очень любопытны, открыты и доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от неё новой интересной жизни. И с 1 сентября начинается основная работа учителя по успешной адаптации первоклассников.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать своё желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода, который длится примерно неделю, я прежде всего, ставлю задачу познакомить детей друг с другом, подружиться. Стараюсь создать доброжелательную атмосферу в классе, даю детям возможность почувствовать себя школьниками.

Мы знакомимся со школой, с ее большими светлыми кабинетами, библиотекой, с уютной, столовой и, конечно же, со спортивным залом, в котором каждый из моих первоклассников хотел бы побывать на занятиях. Параллельно знакомлю ребят с профессиями работников школы, учу ходить по школе парами. Проводя ролевые игры, вместе с детьми учим, как по- разному, можно произносить имена ребят, например, Серёжу можно называть Сергей, Серёга.

Большое значение уделяю классным часам на тему «Познакомьтесь- это Я», на которых, сначала я рассказываю о себе, затем каждый из ребят рассказывал не только о себе, но и о своей семье, о своих любимых занятиях, домашних животных. Ребята приносят в класс любимые игрушки, книги, рассказывают о них. Многие дети между собой уже знакомы, так как вместе ходили в детский сад. И это тоже очень помогает во время адаптации.

Для сохранения физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника. Это проведение утренней гимнастики, соблюдение режима проветривания классной комнаты, привитие гигиенических норм поведения, рефлексия (формирование самооценки ребенка), выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентация на успех), улыбка учителя и его доброжелательное отношение, организация подвижных игр на перемене, смена деятельности на уроке, организация разнообразных форм работы (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная). Непростым делом оказывается для первоклассников выдержать 3-4 урока. Чтобы вызвать и поддержать активность ребёнка, традиционно применяю игровые приёмы обучения, использую разнообразные типы уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра). Сказочные герои- частые гости на наших уроках. А включение в занятия ярких презентаций, помогает заинтересовать ребят при изучении более сложного материала.

В целях снятия напряжения провожу физкультурные минутки в классе под весёлую детскую современную музыку. Через время, выучив движения, ребята их и сами проводят. Очень нравятся детям анимационные физкультурные минутки.

Положительные эмоции должны сопутствовать формированию правильных познавательных и учебных действий. В период первых шагов формирования учебно- познавательной деятельности постоянно хвалю ребят, даже за маленькие победы и удачи, поддерживаю их. В первом классе оценки не выставляются. Вместо оценок говорю ребятам «Молодец!», «Хорошо!». Это их очень стимулирует и им хочется чаще отвечать на уроках, работать у доски.

Довольно непростым делом для первоклассников оказалось высказать свое мнение, не ссорясь и не обижаясь друг на друга. Первоклассники очень подвижны и эмоциональны. Никто не хочет уступать друг другу. Частые ссоры, обиды и даже слёзы присутствовали в начале сентября. Поэтому учителю необходимо проводить планомерную работу по воспитанию своих ребят.

С первых дней учимся преодолевать трудности общения - слушать мнение товарища, высказывать своё мнение спокойно и сдержанно. Учим законы дружной жизни, правила поведения в классе, на перемене, в столовой, в туалете. Настольные игры, и раскраски, мы с ребятами используем на переменках. Учатся играть коллективно.

Бывает и так, что ребёнок начинает понимать, что учёба – это тяжёлый труд, и не всегда он приносит радость. И желание первоклассника учиться гаснет, а иногда и пропадает совсем. В этом случае очень помогают занятия с педагогом-психологом. Это очень важная совместная работа, которая, конечно, даёт свои положительные результаты.

Успешность адаптации первоклассников к школе зависит, конечно, не только от учителя, но и от родителей, в том числе. В моей практике нередки были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе были связаны с отношением родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка. Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет плохо, опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.

Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.

Таким образом, адаптация первоклассника в новом для него социальном пространстве, это совместная работа по созданию и развитию общего положительного эмоционального фона отношений. Где сотрудничество учителя и родителей обеспечивает снижение уровня тревожности у всех действующих в нём субъектов и позволяет сделать этот период недолгим и беспроблемным, а результаты его, ожидаемо высокими.