НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ РАЗВИТИИ В ДОУ
Козина Наталья Александровна воспитатель ФКДОУ Детский сад комбинированного вида "Росинка", Пензенская область, г. Кузнецк-12
Патриотизм - сложное и многогранное понятие, один из важнейших компонентов индивидуального и общественного образа жизни. На личностном уровне патриотизм является приоритетной стойкой характеристикой человека, что проявляется в нравственных идеалах и ценностях, в реальном поведении и поступках. Это обычное моральное состояние жизни человека. Оно проявляется не только в необычных ситуациях, но и в повседневном выполнении своей работы, которая приносит пользу и человеку, и обществу. Следовательно, субъектом – носителем патриотизма является сам человек. Благодаря его творческому труду, любви, развивается чувство патриотизма. Проблема воспитания патриотизма очень многоаспектна, значимая для всех звеньев образования, начиная с дошкольного.
Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий.
Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура. Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность патриотического воспитания: дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу, а именно, воспитывать патриотические чувства у дошкольников.
Суть патриотического воспитания заключается в воспитании у детей чувства любви к родному краю, своего народа, государства, открытость к восприятию различных культур мира, усвоении фундаментальных духовных ценностей человечества - гуманизма, свободы, справедливости, толерантности, культуры, мира, национального примирения, сохранения природы.
Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Благоприятным для начала целенаправленного и систематического
патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру, общественных явлений и тому подобное. У детей пятого года жизни начинают формироваться чувства, выражающие отношение к людям и явлениям окружающей действительности, к отношениям между людьми, к предметам, формируются собственные впечатления, в результате чего дошкольник определяет, что ему нравится.
Дети легко воспринимают и усваивают колядки, поздравления, а также народные подвижные игры, с удовольствием играют в народные игры с простым сюжетом, выполняют разные роли, водят хороводы. Растет эмоциональная чувствительность, интерес к обычаям и традициям родного края, возникает активное желание подражать им. В процессе оживленного участия в подготовке народных праздников дети могут не только подражать взрослым, но и проявлять элементарное творчество.
На 6-м году жизни у детей возникают реальные возможности для опосредованного усвоения знаний, выходящих за пределы их жизненного опыта и непосредственного становления. Это создает благоприятные условия для ознакомления детей с историей родного края, его людьми, спецификой труда и быта, особенностями языка и культуры. Дети этого возраста могут выделять личные ценности, эмоционально их осваивать, что закрепляется в деятельности, поведении и межличностных отношениях. У старших дошкольников появляется уже дистанция социальных связей в оценке норм поведения детей и взрослых. У детей данного возраста развивается определенная ориентация на социум, умение на определенном уровне понимать и оценивать общественные отношения. Шестилетний ребенок начинает понимать важность общественно значимых дел. В это время формируются определенное понимание и оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослого сквозь призму конкретной деятельности.
Именно данный возраст отличается наибольшей динамичностью процесса становления ценностных ориентаций. Процесс расширения представлений об окружающей среде, развитие воображения и памяти, активизация умственной деятельности детей способствуют овладению элементарными навыками мыслительных операций, что в свою очередь дает детям возможность усваивать важную информацию.
У старших дошкольников в ходе усвоения знаний об объектах и явлениях окружающего мира возникает желание сравнивать, оценивать увиденное и соответственно отражать, следуя увиденному. В этот период у них преобладает эмоциональное восприятие. Этому способствуют развитие сенсомоторной согласованности в работе глаз и рук, чувственный опыт, умение выделять главное и обобщать характерные особенности. Итак, средний и старший дошкольный возраст – важнейшие периоды для закладки фундаментальных мировоззренческих понятий, нравственных ценностей, убеждений в сознании ребенка, организации национально-патриотического воспитания.
Задачи патриотического воспитания:
- Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями.
- Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом.
-Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье.
- Расширение знаний ребенка о городах России.
- Воспитание любви и уважительного отношения к труду.
- Формирование у ребенка базовых представлений о правах человека.
- Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном.
-Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов.
- Развитие чувства гордости за достижения родины.
Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.
Методы патриотического воспитания:
- Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т.д.
- Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города.
- Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
- Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
- Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
- Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
- Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
- Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
-Участие в праздниках.
-Участие в посильных общественно-полезных работах.
Формы патриотического воспитания.
Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край».
Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.
Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей.
Это одно из важных слагаемых патриотизма.
Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших
Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества», проведение занятий «Герои войны», «Дети-герои», а также «Занятий мужества», на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником «День Победы», экскурсиями к монументам.
Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – самая лучшая» и т.д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач нравственно-патриотического воспитания.
Важнейшим приоритетом патриотического воспитания является формирование ценностного отношения личности ребенка-дошкольника к российскому народу, Родины, государства, нации.
Список литературы
1.Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – 2010. № 7. - 97с.
2.Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
3.Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Мозаика-Синтез, Москва 2008. – 73с.
4.Бурлакова, И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике [Текст] /
5.И. И. Бурлакова // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2015. – № 6. – С. 3-81.
6.Зеленова, Н. Г. Мы живем в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: старшая группа [Текст] / Н. Г. Зеленова. – М.: Издательство Скрипторий, 2013. – 109 с.
7.Иванова, Е. И. Народная педагогика духовно-нравственного воспитания [Текст] / Е. И. Иванова // ОБЖ. – 2012. – № 12. – С. 27-30. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации) [Текст] // сост. Ю. Е. Антонов и др. – М.: АРКТИ, 2013. – 168 с.
8.Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы [Текст] / Н. Калугина // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 4. – С. 66–70.
9. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа [Текст] / О. Л. Князева. – СПб.: Детство-Пресс, 2016. – 304 с.
10.Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Кокуева. – Ярославль, 2014. – 228 с.