Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Подготовительная работа: посещение библиотеки, чтение книг, создание слайдовой презентации, выполнение иллюстраций к рассказам.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Поздороваемся с нашими гостями.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы с вами проводим внеурочное занятие, а поможет нам начать фрагмент из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика». Смотрим…
(просмотр фрагмента из мультфильма «Приключения поросёнка Фунтика» - песня «Доброта»)
- Итак, предположите, о чём мы будем сегодня размышлять? (о доброте и добрых делах).
- Давайте все вместе прочитаем тему нашего занятия: «Доброта спасёт мир».
- Чего вы ожидаете от сегодняшнего занятия? Чему хотели бы научиться?
(разобраться, что такое добро и зло, каким лучше быть добрым или злым)
3. Этап открытий новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (в наших сердцах)
- Приложите руки к сердцу, можно ли сейчас доброту ощутить? Потрогать?
- А добрым человеком рождаются или им становятся? (становятся)
- А можно ли научиться доброте, как, например, таблице умножения?
- А легко ли бытьдобрым человеком?
Дети читают стихотворение «Доброта».
1. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. Доброту можно сравнить с бумерангом. Что такое бумеранг, пожалуй, известно всем. Это метательное орудие, имеющее свойство возвращаться, пролетев некоторое расстояние. Что общего между добротой и эффектом бумеранга?
-Как вы ответите на этот вопрос?
Эффект бумеранга - это слова, сказанные вами кому-то и ваши поступки.
Вот и посмотрите: если вы отправляете в этот мир что-то радостное, доброе, то получите вскоре что-то хорошее. Если же отправленный вами бумеранг – это злоба, обида, плохой поступок, дурные слова, коими были задеты чувства другого человека, то ждите ответного удара судьбы.
- Как в жизни человека можно увидеть этот бумеранг добра? Приведите примеры.
Представьте себе: идёте вы по улице, а на дороге упал человек, поскользнулся и, кажется, повредил себе ногу. Сейчас вы можете пройти мимо: в целом, вряд ли из-за этого с вами что-то плохое в жизни случится. Тем не менее, через какое-то время вам тоже может понадобиться помощь, и тогда многие откажут.
- А теперь давайте ещё раз все вместе прочитаем тему нашего занятия:
«Доброта спасёт мир».
- Как вы понимаете выражение: Доброта спасёт мир?
- Отчего доброта может спасти мир? (от злости, от боли, от грусти, от горя, от одиночества, …)
-Приведите примеры или факты из своей жизни, как вам помогает доброта. (…)
- А в вашей жизни были случаи, когда вас обижали?
- Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность)
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то?
- Что делать в этом случае? Если запустить этот бумеранг, то ждите ответного удара судьбы.
-Что можно сделать, чтобы изменить ваше настроение в момент обиды? (…)
4. Физминутка («Рыбка» или «Часики»).
5. Этап применения знаний.
- Что можно сделать, чтобы изменить настроение? Как не запустить бумеранг обиды? Есть несколько простых приёмов: можно рассмешить себя, глядя в зеркало, побеседовать с другом, поиграть с котенком, послушать приятную спокойную музыку.
- Я покажу вам упражнение-тренинг, которое помогает людям избавиться от чувства обиды и несправедливости. Представьте, что у вас в руках воздушный шарик.
- Всю обиду, гнев, злость можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. А если вы станете добрее, то и мир вокруг вас тоже станет добрее и лучше.
- Предлагаю продолжить «Игры добрых людей», которые помогают людям стать лучше и добрее
- Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
Упражнение называется «Паутина доброты». (КЛУБОЧЕК ниток)
- Вспомните, кто из нашего класса и какое добро сделал вам. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым плести паутину доброты.
Упражнение «Солнце доброты». Работа в мини-группах.
- Давайте зажжем «Солнце доброты». Для этого вам нужно в группе обсудить и на лучиках написать черты характера, присущие хорошему человеку. И от группы зачитаете эти слова.
-Давайте ещё раз обратимся к теме нашего занятия «Доброта спасёт мир». Верно ли это высказывание? Как вы теперь его понимаете?
- А что мы можем сделать, чтобы доброты в мире было больше?
(быть внимательнее, прощать обиды, не отвечать на зло, уважать друг друга)
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидает чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. НО всё в ваших руках! А поможет мне закончить наше занятие восточная притча «Всё в твоих руках». Смотрим… (просмотр притчи)
- Вы поняли смысл этой притчи?
- Что значит ответ Мастера «Всё в твоих руках»? (Ответы детей)
- Какой путь выбираете вы?
7. Рефлексия.
- Какой этап занятия показался вам самым интересным?
- Что вы для себя извлекли из этого занятия? Вспомните, чему вы хотели научиться?
- Оцените свою работу на этом занятии.
- И если сегодня в вашем сердце поселилась доброта и желание сделать этот мир лучше, то возьмите в руки зелёное сердечко и прикрепите его у себя на груди, если на душе безразличие и вам всё равно как прошло занятие возьмите жёлтые сердечки. Если вы пришли к выводу, что добрым быть не обязательно и занятие вам не понравилось, возьмите красные сердечки.
- А теперь встаньте и покажите свой выбор. Посмотрите, как расцвел наш класс, ваши сердечки – это первые зелёные листочки весны, цвет радости и надежды.
Всего вам доброго! И помните: «Доброта спасёт мир!».
Библиографический список
1. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников. -2004-2007.- № 1-9.
2. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008.
3. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994.
Сведения об авторе
Иванова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Россия, г. Саяногорск.