Публикации
2023-11-17 16:03 2023

Карелова О.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Карелова О.В. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современная начальная школа. 2023. № 8 (51). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/51.pdf.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого обучающегося и создать условия для его индивидуального развития. Чтобы активизировать интерес и творческий потенциал личности ребенка, в своей работе я применяю технологию «педагогических мастерских».

Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

«Педагогическая мастерская» появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались ещё в 1989г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.

На современном этапе образования педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика, дарит радость сотворчества.

Технология мастерских имеет свою структуру, каждый этап которой имеет свои цели, задачи и методы. Если кратко, то:

1. Индукция, (наведение) – создание эмоционального настроя, личного отношения к предмету обсуждения

2. Самоконструкция – индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

3.Социоконструкция – построение этих элементов группой.

4. Социализация – все, что сделано индивидуально, в паре, в группе,

должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

5. Афиширование – вывешивание работ учеников и ознакомление с ними.

6. Разрыв – внутреннее осознание участником мастерской неполноты

или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов.

7. Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в

ходе мастерской.

По целям и способам деятельности в практике учителей и методистов Санкт-Петербурга выделяются:

-мастерские творческого письма;

-мастерские построения знаний;

-мастерские по самопознанию;

-мастерские отношений и ценностных ориентаций.

Развитие речи младших школьников в процессе изучения литературного чтения является одной из самых актуальных проблем. Часто на уроках развития речи – «мастерской творческого письма», использую рассказы и сказки В.А. Сухомлинского. Это – настоящая кладезь нравственности. Произведения писателя - педагога заставляют задумываться над тем, что хорошо и что плохо, находить причины плохих поступков, помогают воспитывать в детях заботу, внимание, сострадание, участие к родным и близким, к окружающим, ко всему живому. Покажу поэтапную работу «мастерской».

При использовании сказки В. Сухомлинского «Старый пес», роль индуктора представляли три картинки: собака, щенок и человек.

-Могут ли эти предметы как-то быть связаны между собой? Ответ однозначный – «Да».

-Какую связь вы видите?

Ответов на этот вопрос было несколько: «Собаки всегда живут рядом с человеком», «Собаки охраняют человека и его дом», «Собака приходит на помощь человеку в трудную минуту», «Человек заботится о своем друге – собаке» и т.д.

Самоконтрукция.

-Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем писать в сочинении? (О человеке и его верном друге – собаке).

-Вам нужно придумать окончание сказки. А написал эту сказку педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский (представляю его портрет).

Далее дети слушают сказку «Старый пес» (заголовок не сообщается, произведение не дочитывается до конца).

Старый пес.

Был у человека верный друг – Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: «Прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!»

Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка. Он построил рядом с будкой старого Пса еще одну, маленькую будку и сказал Щенку:

-Живи здесь.

Старый Пес спросил у человека:

-Зачем тебе еще один пес?

Социоконструкция. На данном этапе сначала каждый учащийся самостоятельно придумывал окончание сказки, отвечая на вопрос «Зачем тебе еще один пес?». Затем в паре читали друг другу свои маленькие сочинения, обсуждали и решали, какое из них будут предлагать своей группе. Учитель помогал, разрешал спор (если он возникал).

На этапе социализации вся группа заслушивала сочинения, которые были предложены парой. Дети решали, кто будет выступать перед классом со своей или общей работой. А учитель организовывал на это детей.

На этапе афиширования происходит предъявление работ учеников, ознакомление с результатами групповой или парной работы.

Вот такие мини-сочинения появились в результате групповой работы.

Итак, «Зачем тебе еще один пес?»

1) «Ты стал старый и слепой, когда умрешь, у меня будет пес. Этот пес будет меня охранять».

2) «Прогоню тебя, потому что ты плохо видишь. Ты теперь можешь и воров пропустить. Мне не надо такой собаки».

3) «А вдвоем вам лучше. Ты его научишь дом сторожить».

4) «У меня будет две собаки, вам будет веселее и дружнее жить».

5) «Чтоб тебе было веселее. Щенок будет видеть, что кто-то чужой пришел, сообщит тебе, и вместе будете лаять».

6). «Ты – мой друг, и останешься им до конца своих дней. Поживите вместе, и вместе радуйте меня, помогайте».

Разрыв. На данном этапе мастерской дети услышали концовку сказки В.А. Сухомлинского.

- Зачем тебе ещё один пёс?

-Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.

Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза.

А на траве кувыркался, играл щенок.

Далее идет сравнение сочинений детей с концовкой рассказа автора. Чувство удовлетворения было на лицах тех участников мастерской, кто сказку закончил так же, как и писатель. Между собой в группе ребята радовались за себя и тех, кто предложил закончить так произведение. А те учащиеся, чье сочинение не совпало с авторским вариантом, молча осмысливали ситуацию, делая выводы.

Здесь необходима небольшая беседа нравственного содержания.

-Какие животные есть у вас дома?

-Почему вы держите дома кошку, собаку?

-Как за ними ухаживаете?

-Куда деваете, когда они постареют?

-Вспомните, в сказке у Сухомлинского состояние старого Пса, когда он увидел Щенка и маленькую будку возле своей. Что с ним произошло?

-Да, он заволновался, в его душу вселилась тревога, что он не нужен хозяину. Но хозяин хорошо знал, что Пес страдает от того, что стал стар и слеп. И, чтобы вселить ему веру в жизнь, в то, что он еще нужен ему, что он любит его, как старого, доброго друга, он сказал ему эти слова: «Чтоб тебе не было скучно». Сказал для того, чтобы Пес спокойно доживал свой век. Придёт время, и Пес умрёт – ведь ничего нет вечного. Но выбрасывать, выгонять, прогонять нельзя. Пес долго и верно служил своему хозяину.

Рефлексия. На этом занятии детям была предложена карточка с выражениями:

-я понял, что…

-я почувствовал, что…

-я смог…

-меня удивило…

-урок дал мне для жизни…

Каждый выбирал, близкое ему выражение и устно его заканчивал. Выслушивались все желающие высказаться.

Работая в режиме «педагогической мастерской», я создала копилку приёмов на разных этапах «мастерской».

Индукция:

-предмет;

-фраза;

-звук;

-мелодия;

-рисунок;

-текст;

-образ;

-предметная картинка;

-неожиданное, загадочное задание и др.

Самоконструкция:

-самостоятельная работа с предъявленным материалом;

-работа со словарём;

-работа с учебником;

-работа с компьютером;

-работа с информационным материалом;

-приём «кластер»;

-музыкальный приём и др.

Социоконструкция:

-работа в паре;

-создание творческой работы;

-диалог;

-согласование идей.

Социализация:

-работа в группе;

-обмен мнениями;

-диалог;

-мозговой штурм;

-составление синквейна;

-приём анализа, сравнение версий.

Афиширование:

-вывешивание работ на доску;

-представление проекта мастера (учителя);

-инсценирование;

Разрыв:

-работа с источником информации (учебник, художественный или научный текст);

-слайдовый материал (тексты, выкладки, выводы предъявляются на слайдах);

-эссе;

-предъявление материала, ранее подготовленного (пословицы и др.);

-игра;

-ресурсный круг (что я вижу (чувствую), когда слышу слово…)

«Педагогическая мастерская» – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности; обратиться к чувствам ребенка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперед.

Педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме технологии «педагогическая мастерская», никогда не откажется от такой формы проведения учебного занятия. До 96% опрошенных учащихся положительно относятся к проведению уроков в форме мастерской.

Библиографический список

1) Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.

2) Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа. -1998.-№5.-с.-34-39.

3) Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями // начальная школа. - 2003.-№2.-с.33-38.

4) Хижнякова О. Н. технология педагогических мастерских в практике начальной школы //Начальная школа. - 2007.-№12. - с.46.