Конференции
2024-02-09 08:58 Октябрь 2023

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ – ПЕРВЫЙ ШАГ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Кожурина Ирина Жоржевна
учитель начальных классов
МБОУ "СШ № 76 имени А.А. Есягина", г. Хабаровск

Перед детьми с раннего возраста всегда возникает много вопросов: «Так много разных профессий, и все они очень интересные... Так кем же стать? Какую профессию выбрать?». Такие вопросы дети задают себе уже в начальных классах.

Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Программа направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Профориентационная работа в начальной школе считается подготовительным этапом. Цель этого этапа - формирование у детей младшего школьного возраста любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

На этом этапе осуществляется вовлечение учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной трудовой деятельности. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребёнка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

По мнению психологов, если человек сделал свой выбор год назад, то есть вероятность, что через год он опять может поменять свое мнение, а если человек определился с профессией достаточно давно, в раннем детстве, то это уже свидетельствует о его постоянстве.

Если профориентационную работу начинать с начальных классов, то детям в старшем звене будет намного легче выбрать свой жизненный путь, профессию на всю жизнь.

Необходимо начинать профориентационную работу с детьми с 1 класса.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

- Расширить интересы и способности детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.

- Расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации.

- Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры.

- Выявлять общие тенденции в развитии способностей ребенка в совместной деятельности с родителями и педагогами.

- Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.

- Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

Принципы профориентационной работы в начальной школе:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшими учащимися начальной школы. Эта работа ведется с первого по четвертый класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду альных форм профориентационной работы с учащимися и родите лями.

4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Виды деятельности младшего школьника по профориентационной работе

Сюжетно – ролевые игры, связанные с профессией

Игра, богатая различными положительными эмоциональными переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след. Поэтому её широко использую в профориентационной работе с младшими школьниками в качестве одного из основных средств.

- сюжетно-ролевые игры из внешкольной жизни детей («Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче» и т.д.)

- игры на профессиональные сюжеты («Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.)

- игры, развивающие у детей техническую смекалку, творческие способности и воображение («Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.).

Такие игры расширяют кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работы и т.д. («Посадка и уборка картофеля», Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.).

Беседы с приглашенными специалистами

Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому я предлагаю примерный перечень вопросов, которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии:

1. Ккакому виду труда можно отнести Вашу профессию? (преимущественно физический или умственный, исполнительский или творческий).

2. Какие встречаются трудности, напряженные ситуации в работе?

3. Какие из эмоционально-волевых качеств личности особенно необходимы в Вашей профессии? (уравновешенность, терпеливость, воспитанность, самообладание, настойчивость, решительность).

4. Какими деловыми качествами должен обладать представитель Вашей профессии? (инициативность, самостоятельность, принципиальность, любознательность, дисциплинированность, организованность).

5. Имеет ли значение в Вашей работе ловкость рук, подвижность, координация движений, физическая сила, быстрота реакций?

6. Какие особенности внимания необходимы в Вашей деятельности? (распределение, переключение, концентрация).

7. Какое мышление должно быть? (наглядно-действенное, образное, понятийное, абстрактно-логическое).

8. Какой тип памяти преобладает в Вашей работе? (зрительный, слуховой, двигательный, вкусовой, осязательный, обонятельный).

9. Как профессия влияет на Вас? (на характер, на развитие способностей, на формирование общего культурного уровня).

Рисуночные методики

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия.

Организация экскурсий на различные предприятия

Систематически проводить экскурсии на предприятия с целью знакомства с профессиями нашего родного города.

Просмотр и обсуждение видеосюжетов

В сети Интернет и кинотеатрах с учащимися просматриваются и обсуждаются видеосюжеты о профессиях.

Профориентация через учебные предметы

В процессе обучения все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Профессиональную ориентацию на уроках математики осуществлять путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.

Уроки «Познания мира» и трудовой деятельности также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Растения леса», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» знакомлю учащихся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагаю решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы выдаются карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения),

«Экскурсовод» (урок человек и мир). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин»

ученикам предлагаю исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения).

Изучив и проанализировав данную проблему по профориентации в начальных классах, я пришла к следующим выводам:

1. Профориентационная работа, начатая с 1 класса, выводит младших школьников на более высокий уровень развития.

2. Разработанная система работы, решает проблему по профориентации.

Если профориентационная работа ведется с начальных классов, то к окончанию школы выпускник сможет сделать осознанный выбор своей будущей профессии.