Гудкова И.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ
Библиографическое описание: Гудкова И.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 5 (48). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/48.pdf.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узкий этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов
— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов
– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера
— контроль, коррекция, оценка его действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Актуальность: С введением ФГОС преподавателям начальной школы необходимо переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Противоречия: В настоящее время в условиях современного общества становится актуальной проблема формирования коммуникативной культуры обучающимися, раскрытие которой позволит повысить результативность обучения детей, повлиять на процесс их социализации и развития личности в целом, а также приведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Формирование УУД на уроках математики можно разбить на несколько этапов:
1) Мотивационный этап.
Для любых действий ученика необходимы определенные мотивы. На уроках математики имеется возможность создания проблемных ситуаций, для решения которых ученик проявляет умение комбинирования элементов при решении проблемы. На этом этапе происходит осознание для чего и почему необходимо изучать данное определение, теорему и тему в целом.
2) Этап открытия математических знаний.
Здесь имеют место стимуляция познавательной потребности ученика, требующей самостоятельных исследований.
3) Этап формализации знаний.
Основное назначение - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
4) Этап обобщения и систематизации.
Происходит установление связи между изученными математическими фактами, приведение полученных знаний в определенную
Виды заданий
Составь задание партнеру. Составь по рисункам примеры и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит — сложить число а и число b? А он расскажет тебе, что значит — вычесть из а – b?
• Отзыв на работу товарища «Математическая эстафета»
Класс делится на 6 команд (удобнее — по вариантам) Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
• Групповая работа Задание группам: Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?
• «Подготовь …» Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме «Окружность и круг». После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, как группа наиболее полно отразила понятия данной темы.
• «Объясни …» По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры.
Основой развития коммуникативных умений в курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
Методики формирования Коммуникативные УУД
· «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)
· «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
· «Дорога к дому» (вариант методики «Архитектор-строитель»)
· «Решение ситуаций» (Р. Жиль)
· «Сотрудничество в группе»
Результативность:
1 уровень (низкий) - не принимают во внимание позицию собеседника, не могут достигнуть взаимопонимания, не было рассуждений.
2 уровень (средний) - частично справляются с заданием. Они понимают существование различных точек зрения, однако они не способны, их принять.
3 уровень (высокий) - в ряде случаев ученики объективно анализируют и оценивают собственные действия, прислушиваясь к мнению окружающих.
· Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
· Соблюдать нормы речевого этикета
Положительные моменты сотрудничества: 1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками).
2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу.
4) Знания усваиваются прочнее.
5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроках.
Библиографический список:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. – М: Просвещение, 2010.
3. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”.
4. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки.
5. Селькина Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”.