РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Казарина Елена Станиславовна воспитатель МБДОУ "Детский сад № 178" г. Иваново
Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам
Мы живем в ХХl веке время информационных технологий, постоянно меняющейся информации и чтобы человек был успешным хорошо ориентировался в этом потоке, нужно научить его легко и быстро воспринимать, анализировать, осваивать новое, находить неординарные решения в различных моментах своей жизни.
С самого рождения у детей проявляются деятельности не только игровая, но и познавательная. С помощью взрослого или самостоятельно ребенок познает окружающий мир. Одно из средств познавательной активности дошкольника можно выделить исследовательскую деятельность. Дети постоянно нуждаются в новых впечатлениях, а это лежит в основе поисковой деятельности, которая направлена на познание окружающего мира. Чем исследовательская деятельность разнообразнее, тем больше новой информации получат дошкольники, тем быстрее и полноценней они развиваются.
Дети по своей природе исследователи они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Хорошо усваивают знания когда сами видят, слышат, наблюдают. Им интересно все. Ребенок открывает мир через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Глаза, нос, язык, руки все это помогает ему познать окружающий мир [4, с. 940].
Очень часто взрослые делают замечания детям: «Не трогай песок руками испачкаешься!», «Не смотри по сторонам, а то споткнёшься!», «Не залезай в лужу промокнешь!» и т.д. После этих слов у детей со временем пропадает интерес к исследованию. И проходит время и он престает задавать вопросы откуда берется град, почему случаются землетрясения и т.д. Всё-таки задача взрослых не мешать, а помогать в исследовательской деятельности детям.
Но что же такое исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения. Это активность ребенка которая направленна на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию [5, с. 32].
Давайте рассмотрим более подробно что же такое поисковая активность. Это поведение направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Такая активность естественна для каждого ребенка. Чтобы сделать ему первый шаг в неизвестное, он исследует и изучает его. С помощью исследовательской деятельности у ребенка происходит обогащение памяти развивается речь, формируется и развивается самостоятельность, творческие способности и т.д.
Экспериментирование одна из форм исследовательской деятельности. Она помогает выработать у детей дошкольного возраста самостоятельные исследовательские умения, учить собирать и обрабатывать полученную информацию. Это поможет развить у ребёнка творческие способности и логическое мышление. Ребенок – природный исследователь и неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать помогает лучше узнать окружающий его мир [2, с. 26].
Но что же такое эксперимент и экспериментирование. Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий. В широком смысле эксперимент - это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого. (Большая советская энциклопедия)
В процессе экспериментирования развиваются все познавательные способности: наблюдательность, любознательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, а также учит детей принимать нестандартные решения в любых ситуация. Все помнят китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Если ребёнок слышит, видит и делает сам, знания усваиваются прочно и надолго. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, взрослых. В связи с этим, одна из основных задач – создать необходимые условия, чтобы поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.
Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Во время совместного экспериментирования с родителями дома или в детском саду, ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. В процессе проведенных опытов при помощи взрослого дети делают выводы. Таким образом, совместная деятельность родителей и детей в ходе экспериментирования, ставит ребёнка в позицию активного участника, дает возможность активно развивать инициативность и самостоятельность при корректной помощи взрослого. Можно рекомендовать родителям проводить несложные опыты и
эксперименты в любое свободное время, в том числе и дома (ванне, на кухне и т. д.).
Хочется отметить большое влияние экспериментов на эмоциональное влияние ребенка на развитие творческих способностей, а так же развитие трудовых навыков и укрепления здоровья в связи двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать это связано с возрастными особенностями так как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод помогает в познание окружающего мира.
Можно сделать вывод, что детское экспериментирование оказывает огромное влияние на развитие многих других детских деятельностей (конструирование, труд в природе, изобразительная деятельность, игры, развитие речи.)
Экспериментирование хочется назвать одной из ведущей деятельности детей.
Список литературы
1. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л.А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М: Аркти, 2005.
3. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1.- С. 21 – 30.
4. Силина Е. Е. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях / / Молодой ученый. – 2016. - № 28 (132). – С. 939 – 942
5. Харитонов З.Л. Исследовательская деятельность дошкольника. //Дошкольное воспитание. – 2001. - №7. – С. 32.