Публикации
2023-09-26 10:49 2021 (№ 17-31)

Сохиева Э.С. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Ф.И. ТЮТЧЕВ. «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»

Библиографическое описание:
Сохиева Э.С. Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою…» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.

Класс: 3.

Предмет: литературное чтение.

Автор УМК: «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"

Цели и задачи урока.

I. Образовательные:

1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»

-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;

2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.

II. Развивающие:

1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;

2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;

3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;

4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.

III. Воспитательные:

-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

-передать красоту и музыкальность поэтической речи;

-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающийся научится: определять жанр литературного произведения на основе сравнения с ранее изученными жанрами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках литературного чтения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, взаимно контролировать действия друг друга.

Основное содержание темы, термины и понятия: жанр, приметы сказки и загадки.

Тип урока: урок изучающего чтения.

Вид урока: объяснение нового материала.

Оборудование:

· Компьютер;

· проектор, экран;

· презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»

· музыкальное произведение А,Вивальди «Времена года. Зима»;

· учебники 3 класс под редакцией Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»

Ход урока

I. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь.

II.Актуализация знаний.

2.Речевая разминка.

Работа с чистоговорками.

Ок – ок - ок- падает снежок.

Ип- ип- ип- слышу снега скрип.

Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.

- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.

- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

- А теперь прочтите громко и весело.

Вывод: Подготовили речевой аппарат.

-Какое время года за окном?

- Какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?

- Нравится ли вам зима? Почему?

(ответы детей)

- У нас у всех есть свои представления о зиме.

Как человек может запечатлеть те чувства и эмоции, которые вызывает у него зима?

(Сочинить стихотворение, музыку, написать картину)

- Мы в нашем путешествии попробуем выяснить, что привлекает авторов в зиме, какие переживания она у них вызывает.

- Наши мнения о зиме разделились. Вот и композиторы в своих произведениях видели зиму по-разному. Послушайте 2 музыкальных фрагмента, посвященных зиме, и попробуйте определить, какую зиму показал композитор в двух этих фрагментах.

(Антонио Вивальди «Времена года» «ЗИМА» 1, 2 части)

- Какую зиму вы услышали в первом фрагменте?

(ХОЛОДНАЯ, СНЕЖНАЯ, МОРОЗНАЯ)

- Какие чувства испытали при прослушивании?

- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

(быстрый темп. громкая музыка)

- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

- Какими словами можно охарактеризовать зиму, которую вы услышали во втором фрагменте?

(Спокойная, неподвижная, загадочная)

- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?

- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?

(медленный темп, тихая плавная музыка)

- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?

(легкий снег, солнце, морозец небольшой, снег блестит на солнце)

- Кто еще посвящал свои произведения зиме?

- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева и узнаем, какой видит зиму он, и какие переживания она у него вызывает.

III.Подготовка к восприятию нового произведения

Итак, сегодня - 11 декабря.

-Подчинилась ли природа календарю?

-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?

-Чем вам нравится зима?

-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).

-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?

-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)

IV.Самоопределение к деятельности.

Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Чему будем учиться?

- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.

V.Работа по теме урока.

1. Чтение учителем стихотворения

- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)

Понравилось вам стихотворение?

Что напоминает это стихотворение? (сказку)

Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.

- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием и подумайте, какой музыкальный фрагмент, из услышанных, нам подходит?

- Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?

- Что же нам нужно сделать для создания картины?

- Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил зиму в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?

2. Чтение детьми:

шёпотом

в парах друг другу

Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.

3.Словарная работа.

- Проведём словарную работу.

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.

Чары - волшебство.

Ослепительная краса (красивая, блестящая)

Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.

Мещет – мечет - от слова метать.

4.Чтение детьми вслух.

- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?

Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение?

(Если по грамматике зима, лес -что? А в стихотворении - кто).

Почему вам показалось, что правильнее было спросить о ком стихотворение?

А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима?

В каких случаях мы употребляем заглавную букву?

(имена собственные).

Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы?

(например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)

Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор?

(олицетворение)

- Найдите в тексте, как автор называет зиму?

- Как вы понимаете, кто такая чародейка?

- Какие же еще признаки волшебства есть в тексте? Найдите в тексте и подчеркните их, а потом зачитайте.

- Для чего автор, так часто использует слова, которые относятся к волшебству?

- Есть ли разница в значениях слов «околдован» и «заколдован»? Если есть, то какая?

- Здесь создается образ пассивности: лес не сопротивляется, чары на него направлены – и теперь он неподвижен, со всех сторон в чарах – околдован. Различие между словами «заколдован» и «околдован» в том, что если предмет заколдовать он меняет свои свойства: красивый стает некрасивым… А околдованный предмет – застыл под чарами, остановлен в движении или утрачивает способность видеть мир, поглощен чем-то одним. Значит, что подчеркивает поэт, используя слово «околдован»?

- Можно ли заменить слова «окован», «опутан» на слова «закован», «запутан»? Почему?

- Как автор относится к этому лесу?).

-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?

- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?

Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.

- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?

- Опишите действия чародейки-зимы.

(околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)

- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.

- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)

- Как вы себе представляете заколдованный лес?

- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)

- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)

- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.

- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)

- Красив ли этот лес?

- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)

- Как лес изменяется под лучами солнца?

- Знаете, что, ребята, меня поразило?

Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.

- Какую красоту можно назвать ослепительной?

- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)

Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)

Опутан, окован.

-О ком так говорят? (например: о пленнике)

-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).

-А плен это хорошо или плохо?

(плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).

-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес?

(например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).

-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт?

(умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)

- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.

-Значит, какой он человек? (наблюдательный)

VI. Физминутка.

Все ребята дружно встали,

Все ребята дружно встали (выпрямиться).

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (присесть).

И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).

VII. Продолжение работы по теме урока.

- Этот лес кажется автору удивительным, сказочным, и он словно хочет поделиться с нами своей тайной: рассказать об этом лесе. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая и восхищение, и удивление, и опасения автора. Для этого выясним, с какой интонацией надо его читать?

- А как ее создать голосом?

- Когда мы восхищаемся, мы говорим тихо или громко? Всегда ли?

- А если мы видим что-то красивое, удивительно красивое, как мы выразим свои чувства?

- Если закричим, то чудо исчезнет. Как же в нашем случае? Будет ли поэт кричать, прыгать от восторга?

- Но если мы все стихотворение прочитаем тихо, в одном тоне, выразим ли мы все оттенки чувств, которые испытывает автор?

- Значит, интонация будет меняться. Давайте подумаем, когда это будет происходить? Какие чувства испытывает поэт в перовой строфе?

(Восхищение и неподвижность)

- Кто попробует прочитать?

- Что будет меняться во второй? Значит, как поменяется интонация?

- Будет ли меняться темп? Где и почему?

- Будет ли меняться сила голоса? Где и почему? Кто попробует?

- Где необходимо сделать паузы? Почему?

- Что меняется в третьей строфе? Как будем читать?

- А теперь прочитаем это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.

- Какое чтение считается выразительным?

Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.

Прослушивание 3-5 учащихся.

Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.

После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?

Вывод: Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.

- Прочитайте его имя. Запомните его.

Фёдор Иванович Тютчев

- Молодцы, прочитали стихотворение хорошо. Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить?

- Какую же картину вы представили?

- Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?

- Как на картине можно изобразить сказочный лес?

- С какими видами искусства мы сегодня на уроке встретились?

(Музыка, живопись, поэзия)

- Что передают авторы в своих произведениях во всех видах искусства?

- Значит, чем похожи все виды искусства?

(Передают нам свои переживания и чувства, которые вызвала у них зима)

VII. РЕФЛЕКСИЯ

Чему учились сегодня на уроке?

От чего испытали радость?

Что огорчило?

- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!