Сохиева Э.С. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Ф.И. ТЮТЧЕВ. «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»
Библиографическое описание: Сохиева Э.С. Разработка урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою…» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Класс: 3.
Предмет: литературное чтение.
Автор УМК: «Начальная школа 21 века»
Урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…"
Цели и задачи урока.
I. Образовательные:
1. Ввести учащихся в мир поэзии Ф.И. Тютчева на примере стихотворения «Чародейкою Зимою...»
-познакомить с пейзажными зарисовками зимнего времени года Ф. И. Тютчева;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
-закрепить полученные умения определять тропы в художественном тексте;
2. Показать глубину, ёмкость, певучесть, мелодичность поэзии Ф.И. Тютчева.
II. Развивающие:
1. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста;
2. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания;
3. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроения автора; выявлять творческую индивидуальность поэта;
4. Развитие воображения, памяти, внимания, творческих способностей.
III. Воспитательные:
-привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;
-воспитывать чувства прекрасного; любовь и уважение к родной природе; наблюдательности к окружающему миру,
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
-передать красоту и музыкальность поэтической речи;
-пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся научится: определять жанр литературного произведения на основе сравнения с ранее изученными жанрами.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках литературного чтения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить свой ответ, проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные:умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме;слушать и понимать речь других; работать в группе, взаимно контролировать действия друг друга.
Основное содержание темы, термины и понятия: жанр, приметы сказки и загадки.
Тип урока: урок изучающего чтения.
Вид урока: объяснение нового материала.
Оборудование:
· Компьютер;
· проектор, экран;
· презентация MS PowerPoint «Чародейкою Зимою…»
· музыкальное произведение А,Вивальди «Времена года. Зима»;
· учебники 3 класс под редакцией Л.А.Ефросининой «Литературное чтение»
Ход урока
I. Мотивация
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок чтения. Давайте создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Давайте будем дарить друг другу здоровье и радость. Садитесь.
II.Актуализация знаний.
2.Речевая разминка.
Работа с чистоговорками.
Ок – ок - ок- падает снежок.
Ип- ип- ип- слышу снега скрип.
Ре- ре-ре- горы в снежном серебре.
- Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.
- Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.
- В 3-м предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
- Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.
- А теперь прочтите громко и весело.
Вывод: Подготовили речевой аппарат.
-Какое время года за окном?
- Какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»?
- Нравится ли вам зима? Почему?
(ответы детей)
- У нас у всех есть свои представления о зиме.
Как человек может запечатлеть те чувства и эмоции, которые вызывает у него зима?
- Мы в нашем путешествии попробуем выяснить, что привлекает авторов в зиме, какие переживания она у них вызывает.
- Наши мнения о зиме разделились. Вот и композиторы в своих произведениях видели зиму по-разному. Послушайте 2 музыкальных фрагмента, посвященных зиме, и попробуйте определить, какую зиму показал композитор в двух этих фрагментах.
- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?
(быстрый темп. громкая музыка)
- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?
- Какими словами можно охарактеризовать зиму, которую вы услышали во втором фрагменте?
(Спокойная, неподвижная, загадочная)
- Какие чувства вызвала у вас эта мелодия?
- Как композитор смог вызвать у вас именно такие впечатления?
(медленный темп, тихая плавная музыка)
- Какую картину вы представили при прослушивании 2 фрагмента?
(легкий снег, солнце, морозец небольшой, снег блестит на солнце)
- Кто еще посвящал свои произведения зиме?
- Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева и узнаем, какой видит зиму он, и какие переживания она у него вызывает.
III.Подготовка к восприятию нового произведения
Итак, сегодня - 11 декабря.
-Подчинилась ли природа календарю?
-Что изменилось в окружающем вас мире, в природе?
-Чем вам нравится зима?
-А вы в лес зимой ходите? Что вы видели там? Что запомнили? Чему удивились? (словесное рисование).
-А кто хозяйничает в лесу, кто сделал его таким?
-А как бы вы назвали зиму? Какие эпитеты мы можем подобрать к слову - «Зима»? (волшебница, колдунья, кудесница, художница, кружевница, мастерица и т.д.)
IV.Самоопределение к деятельности.
Кто догадался, о чем будем говорить сегодня на уроке?
- Чему будем учиться?
- Сегодня мы продолжим наше путешествие в зимний лес и познакомимся с одним из прекраснейших стихотворений Ф. И. Тютчева "Чародейкою Зимою:". И наша задача попытаться вслушаться в стихотворение, понять, как и какими словами и средствами автор доносит до нас читателей красоту окружающего мира.
V.Работа по теме урока.
1. Чтение учителем стихотворения
- Поделитесь своими впечатлениями. (спокойно, мирно, хочется молчать и любоваться)
Понравилось вам стихотворение?
Что напоминает это стихотворение? (сказку)
Вывод: Слушая вас, я сделала вывод - стихотворение вам понравилось.
- Давайте внимательно прочитаем, а потом подумаем, поразмышляем над его содержанием и подумайте, какой музыкальный фрагмент, из услышанных, нам подходит?
- Представим, что мы сегодня с вами станем художниками, и нам предстоит нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению. Сможем ли мы сразу это сделать? Почему?
- Что же нам нужно сделать для создания картины?
- Сегодня мы с вами выступим в роли художников, но для того, чтобы нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, нам необходимо разобраться в произведении и выяснить, какой же изобразил зиму в своем стихотворении Федор Иванович Тютчев, какие чувства она вызывает. Почему для нас, художников, это важно?
2. Чтение детьми:
шёпотом
в парах друг другу
Установка: Старайтесь читать плавно, слитно, вчитывайтесь в текст стихотворения.
3.Словарная работа.
- Проведём словарную работу.
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
Очаровать - произвести сильное, неотразимое впечатление на кого-нибудь, что-нибудь.
Чары - волшебство.
Ослепительная краса (красивая, блестящая)
Бахрома - тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками. Используется как обшивка краев одежды, скатерти и пр. из крученых или иной формы шелковых, шерстяных, серебряных или золотых ниток, а также как украшение к занавесям, мебели, абажурам.
Мещет – мечет - от слова метать.
4.Чтение детьми вслух.
- Не кажется ли вам, что стихотворение напоминает сказку?
Как вы думаете, о Ком или о Чём это стихотворение?
(Если по грамматике зима, лес -что? А в стихотворении - кто).
Почему вам показалось, что правильнее было спросить оком стихотворение?
А вы обратили внимание, с какой буквы написано слово Зима?
В каких случаях мы употребляем заглавную букву?
(имена собственные).
Тогда почему же Тютчев слово Зима пишет с заглавной буквы?
(например: хотел показать, что Зима живая, что природа живая и т.д.)
Поэт - волшебник совершил чудо и превратил время года Зиму в живое существо. Какой литературный прием использовал автор?
(олицетворение)
- Найдите в тексте, как автор называет зиму?
- Как вы понимаете, кто такая чародейка?
- Какие же еще признаки волшебства есть в тексте? Найдите в тексте и подчеркните их, а потом зачитайте.
- Для чего автор, так часто использует слова, которые относятся к волшебству?
- Есть ли разница в значениях слов «околдован» и «заколдован»? Если есть, то какая?
- Здесь создается образ пассивности: лес не сопротивляется, чары на него направлены – и теперь он неподвижен, со всех сторон в чарах – околдован. Различие между словами «заколдован» и «околдован» в том, что если предмет заколдовать он меняет свои свойства: красивый стает некрасивым… А околдованный предмет – застыл под чарами, остановлен в движении или утрачивает способность видеть мир, поглощен чем-то одним. Значит, что подчеркивает поэт, используя слово «околдован»?
- Можно ли заменить слова «окован», «опутан» на слова «закован», «запутан»? Почему?
- Как автор относится к этому лесу?).
-К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово чародейка?
- Кто такой чародей, волшебник? Что он может?
Чародей, волшебник - человек, чем-то очаровывающий других.
- Почему зима предстала перед поэтом волшебницей?
- Опишите действия чародейки-зимы.
(околдовала лес, очаровала его волшебным сном, сковала лёгкой цепью пуховой)
- Ребята, я думаю, вашему слуху больше знакомо слово - заколдован.
- Как вы думаете -околдован и заколдован - есть ли разница в этих словах? (нет, это одно и то же)
- Как вы себе представляете заколдованный лес?
- Как автор изобразил лес? (не мертвец и не живой)
- Какое чувство пришло к автору в тот момент, когда он увидел лес таким? (растерянность, удивление)
- Давайте прочитаем эту строку с таким чувством.
- Страшно ли лесу? (нет, он очарован волшебным сном, блещет ослепительной красотой)
- Красив ли этот лес?
- Догадайтесь, в какое время суток поэт увидел этот лес? (утром)
- Как лес изменяется под лучами солнца?
- Знаете, что, ребята, меня поразило?
Краса - красота радует глаз, греет душу, рождает тёплые чувства в сердце. А у автора она к тому же ослепительная.
- Какую красоту можно назвать ослепительной?
- Какие бы вы чувства передали, читая описание леса, освещённого солнцем? (восхищение, любование)
Как Тютчев рассказал нам о зиме? (словами)
Опутан, окован.
-О ком так говорят? (например: о пленнике)
-Кто же кого взял в плен. Опутал, оковал? (Зима пленила лес).
-А плен это хорошо или плохо?
(плен - вроде всегда плохо, это лишение свободы, угроза жизни, это cтpaшно).
-Подумайте, как же Зима смогла пленить лес?
(например: ей пришлось потрудиться над каждым деревцем, над каждой веточкой, чтобы опутать, сковать весь лес цепью).
-Так какую же главную поэтическую мысль хотел передать нам поэт?
(умейте видеть, чувствовать красоту родной природы. Учитесь рассказывать об увиденном так, чтобы перед глазами возникла эта волшебная картина - сказка!)
- Лес – природа для поэта – живое, а небездушное существо. Зима красива своим безмолвием. А, за этим безмолвием мы вдруг видим «чудную», скрытую тайную жизнь леса, которую видит только Ф. И. Тютчев.
-Значит, какой он человек? (наблюдательный)
VI. Физминутка.
Все ребята дружно встали,
Все ребята дружно встали (выпрямиться).
И на месте зашагали (ходьба на месте).
На носочках потянулись (прогнуться назад, руки положить за голову).
Как пружинки мы присели (присесть).
И тихонько разом сели (выпрямиться и сесть).
VII. Продолжение работы по теме урока.
- Этот лес кажется автору удивительным, сказочным, и он словно хочет поделиться с нами своей тайной: рассказать об этом лесе. Давайте попробуем прочитать стихотворение выразительно, передавая и восхищение, и удивление, и опасения автора. Для этого выясним, с какой интонацией надо его читать?
- А как ее создать голосом?
- Когда мы восхищаемся, мы говорим тихо или громко? Всегда ли?
- А если мы видим что-то красивое, удивительно красивое, как мы выразим свои чувства?
- Если закричим, то чудо исчезнет. Как же в нашем случае? Будет ли поэт кричать, прыгать от восторга?
- Но если мы все стихотворение прочитаем тихо, в одном тоне, выразим ли мы все оттенки чувств, которые испытывает автор?
- Значит, интонация будет меняться. Давайте подумаем, когда это будет происходить? Какие чувства испытывает поэт в перовой строфе?
(Восхищение и неподвижность)
- Кто попробует прочитать?
- Что будет меняться во второй? Значит, как поменяется интонация?
- Будет ли меняться темп? Где и почему?
- Будет ли меняться сила голоса? Где и почему? Кто попробует?
- Где необходимо сделать паузы? Почему?
- Что меняется в третьей строфе? Как будем читать?
- А теперь прочитаем это стихотворение, приготовьтесь к выразительному чтению вслух.
- Какое чтение считается выразительным?
Установка: Не забудьте сделать паузы, выделяйте голосом важные слова. Выберите темп, силу голоса.
Прослушивание 3-5 учащихся.
Перед прослушиванием: Постарайтесь донести до слушателей красоту картины и музыку стиха.
После чтения: Можно ли поэта назвать мастером, художником слова?
Вывод:Он сумел подобрать такие слова, которые помогли войти нам в мир красоты. нам удалось прикоснуться к тайне зимнего леса, к волшебству мастера поэтического слова, почувствовать его настроение.
- Прочитайте его имя. Запомните его.
Фёдор Иванович Тютчев
- Молодцы, прочитали стихотворение хорошо. Однако вспомним, в какой роли мы сегодня должны выступить?
- Какую же картину вы представили?
- Краски каких цветов вы бы использовали? Почему?
- Как на картине можно изобразить сказочный лес?
- С какими видами искусства мы сегодня на уроке встретились?
(Музыка, живопись, поэзия)
- Что передают авторы в своих произведениях во всех видах искусства?
- Значит, чем похожи все виды искусства?
(Передают нам свои переживания и чувства, которые вызвала у них зима)
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Чему учились сегодня на уроке?
От чего испытали радость?
Что огорчило?
- Спасибо, ребята, нам с вами так хорошо работалось!