Осинкина О.В. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ «БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ ТОНКИМ ПЕРЫШКОМ В ТЕТРАДЬ УЧАТ В ШКОЛЕ...»
Библиографическое описание: Осинкина О.В. Исследовательская работа на тему «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе...» // Современная начальная школа. 2021. № 26. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/26.pdf.
Каллиграфия - это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу. Вадим Владимирович Лазурский, русский художник книги и шрифта
- Хороший почерк — это одна из самых важных и распространённых школьных проблем. Следует отметить, что неаккуратный почерк — это удел не только младших классов. Порой даже старшеклассники сами не в состоянии прочитать то, что написали. Между тем, освоение письма — это сложный, многоступенчатый процесс.
Дорогие друзья, всем вам хорошо известны строчки детской песни:
"Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе..."
А знаете ли вы, что красивое письмо, которому учат в школе - это искусство, которое называется каллиграфия?
Каллиграфия — это особый вид изобразительного искусства, искусства красивого письма. Как указывает Л. Я. Желтовская (Любовь Яковлевна Желтовская – автор и соавтор многочисленных пособий по русскому языку для учителей и учеников начальной школы.), слово «каллиграфия» пришло к нам из древнегреческого языка и представляет собой сложение двух слов, которые переводятся на русский язык как «красота» и «писать», т. е. дословно «красивописание». Под этим термином понимается умение не только красиво писать, но и обладать способностью писать разборчиво, придерживаясь одинакового наклона и размера букв. Иметь каллиграфический почерк дано не каждому, и это требует регулярных упражнений и усилий. Однако школа значительно ограничена во времени, отведённом на постановку почерка.
Для прогрессивного человека в современном обществе, какого бы он не был возраста, необходимо нести знание о своей культуре. Каллиграфия — как культура письма, как объект изучения и наследия — является ответом на вопрос о ценности этого знания.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым днем становится всё больше детей и взрослых, у которых далеко не каллиграфический почерк.
Мы поняли актуальность данной проблемы.
Почему в классе учитель учит писать одинаково, а почерк у всех разный?
Цель исследования: выяснить, может ли у учащихся в современной жизни быть аккуратный и разборчивый почерк?
Задачи исследования:
1. Уточнить значение понятий: письмо, почерк, каллиграфия.
2. Установить, какое значение в жизни человека имеет почерк.
Объект исследования: Школьный проект «Музыка буквы»
Предмет исследования: почерк уч-ся 2- 6 классов
Гипотезы: мы считаем, что в процессе исследовательской и проектной деятельности у учащихся формируется интерес к учёбе, повышается познавательный интерес
Теоретическая и практическая значимость: данную исследовательскую работу мы рекомендуем разместить на сайте школы для проведения классных часов и использовать материал для выступления на МО и пед.совете школы.
Работа над проектом «Музыка буквы».
Цели проекта:
- привлечение внимания к русской письменности как неотъемлемой части русской культуры,
- содействие уважительному отношению к русскому языку, к письму на русском языке как к средству владения языком,
- развитие вкуса к красивому почерку как элементу общей культуры человека,
Задачи:
● определение степени сформированности каллиграфического навыка у обучающихся 2-6 классов;
● развитие творческих способностей школьников;
● развитие умения работать в группе, навыков коммуникации.
Работа велась в три этапа.
1 этап – «История одной буквы» - команде (классу) необходимо было выбрать одну букву, об истории возникновения которой надо узнать и записать интересные факты о происхождении буквы.
Над этим этапом каждый участник работает индивидуально.
«Написанная Буква - это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека». (П.П.Чобитько) ЧОБИТЬКО Пётр Петрович
- Выполняя это задание выяснилось:
Лучше с заданием справились уч-ся 6 классов. Они умеют быстро и точно находить информацию в интернете. Оформление работы было более интересной.
Уч-ся 4- 5 классов находили много информации, но приходилось эту информацию прочитывать учителям и выбирать наиболее полезную и понятную для обучающихся.
Учащиеся начальных классов 2-3 могут находить информацию только с родителями.
2 этап - Заглавная буква – командная работа (в группах)
Книги очень ценились на Руси, их старались украсить. И таким украшением служили заглавные буквы, которые рисовались в виде дивных зверей, птиц, даже людей.
Буквица – большая и затейливо оформленная первая буква текста, которая всегда была важной частью искусства украшения книг.
А теперь командам предлагается выполнить еще одно задание: нарисуйте красивую заглавную букву.
-Вывод: Творческое задание очень понравилось всем обучающимся, но с интересом к нему подошли учащиеся 2-5 классов. Ребята не только рисовали красиво буквы, но даже лепили из пластилина, мастерили из конструктора, веточек дерева, вязали.
Ребята учились работать в команде и парами, находить общий язык.
- Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, а потом этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма человек не задумывается о том, как он пишет. Все его мысли направлены на то, что он пишет.
- Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закрепить речь во времени и передавать ее на расстояние. С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились совершенствовать его в двух направлениях: научиться писать красивее и быстрее. Так возникли:
• Почерк – свойственная кому-нибудь манера письменного изображения букв; внешний вид письма, характерный для кого-нибудь.
• Каллиграфия (от греч. «kalligraphia» - красивый почерк) – искусство красивого письма.
3 этап – «Почерк – зеркало души» - задание для всех членов семьи – предложить всем членам семьи на бланке проекта написать фразу: «Я пишу красиво!»
Для ребят 2-4 мы подготовили тексты для списывания, а уч-ся 5-6 классов предложили написать сочинение или сказку о букве.
Вывод: Ребятам и родителям 2- 4 классов задание очень понравилось. Принимали участие даже бабушки и дедушки учеников.
Учащиеся 5-6 классов сочиняли сказки самостоятельно, но были и такие, которые списали сказку с интернета.
Работа над проектом была для учащихся и педагогов школы очень увлекательна. По окончании проекта ребятам предлагалось ответить на вопросы: (принимали участие 174 человека)
- Что нового вы узнали, принимая участие в проекте?
Ответы были разнообразными: узнал об истории буквы; узнал, что мой почерк похож на почерк мамы; нашел в классе друга по интересам)
-Какое задание тебе понравилось? (Искать информацию в интернете об истории возникновения буквы- 78 уч-ся; рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой- 65 уч-ся; сочинять сказку – 17 уч-ся)
-Какое задание оказалось сложным? (Сочинять сказку про букву- 56 уч-ся.)
- Какое задание для тебя оказалось интересным? (Рисовать красиво букву и выполнять работу вместе с мамой и папой - 78 уч-ся; сочинять сказку – 37 уч-ся; находить информацию про возникновение букв- 43 уч-ся)
- Нужен ли человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк? (Да- 171 уч-ся)
По окончании проекта ребята 5- 6 классов написали сочинение на тему: «Зачем нужен человеку в нашей современной жизни аккуратный и разборчивый почерк?».
Вывод, который сделали уч-ся 5-6 классов.
1. Когда мы в тетради пишем чисто, красиво и четко, мы более аккуратны в выполнении и других заданий, мы увереннее, нам легче найти общий язык со сверстниками. Разборчивый почерк повышает оценку учителя и, в результате, - свою самооценку.
2. Когда мы будем учиться в 9, 11 классах, у нас будут государственные экзамены, где нужно писать аккуратно и разборчиво. Так как есть задания, которые выполняются рукописным текстом, и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов.
3.Даже у взрослых людей из-за плохого почерка бывают проблемы - возникают трудности при чтении различных квитанций, справок, классных журналов, медицинских документов.
Заключение:
Данная форма организации материала позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей.
Каллиграфическое письмо тесно связано с функционированием психики и мозга, и является мощным инструментом для укрепления внутреннего спокойствия и уверенности в себе – вот, зачем нужна каллиграфия.
«Каллиграфия является источником исцеления очень многих заболеваний»
Генри Као китайский профессор
ПЛЮСЫ
Снятие стрессов, лечение различных заболеваний, является профилактикой многих отклонений.
Улучшение внутреннего состояния, обретение спокойствия, уверенности в себе, укрепление волевых качеств.
Развивает мышление, внимание, влияет на развитие речи, формирует терпение, аккуратность, усердие, точность.
МИНУСЫ
Необходимость периодических занятий, нужно выделять время на красивое письмо.
По нашим наблюдениям:
Ребята стали аккуратнее вести записи в тетради – 112 уч-ся.
На аккуратность ведения тетради стали чаще обращать внимание родители ребят.
Почерк у учащихся 2-6 классов стал лучше, ровнее и дети стараются писать аккуратно и красиво.
Если глаза – зеркало души, то почерк – это рисунок внутреннего мира человека. Наш почерк, как отпечаток наших пальцев - индивидуален. Двух одинаковых почерков не бывает. По нему можно провести анализ личности, узнать особенности характера, некоторые наклонности, эмоциональное состояние, силу воли, самооценку.
«Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность».