Цаплина Елена Алексеевна воспитатель, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области начальная школа «Гармония» п.г.т. Безенчук муниципального района Безенчукский Самарской области, Самарская область, муниципальный район Безенчукский, п.г.т. Безенчук
«Чтение – есть самое главное в жизни обучение». А. С. Пушкин
Актуальность
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д.
Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Развивать потребность в чтении посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.
Цель: обобщить знания о произведениях К.И. Чуковского.
Задачи:
· развивать умение ориентироваться в текстах произведений;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, при прослушивании;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую;
· учиться работать группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
· Карточки трех цветов с написанными буквами (гласные и согласные) по количеству человек;
· Сигнальная кнопка;
· Фломастеры;
· Солнце из бумаги;
· Текст произведений напечатанный на листе формата А4;
· Емкость с водой;
· Лилии из цветной бумаги;
· Флажки красного и синего цвета.
План мероприятия
· Подготовительная часть;
· Организационная часть;
· Основная часть;
· Заключительная часть.
В классе оформлена выставка рисунков «Добрый мир сказок К.И Чуковского», выставка книг «Мои любимые сказки К.И Чуковского»
Организационная часть
Под веселую музыку дети входят в класс.
Игра «Хлопки».
Ведущий: Приготовили руки.
Я буду называть слова, если слово начинается с гласного звука, хлопните в ладоши: акула, заяц, овощи, помидор, барабан, урожай, капуста, репка.
-Хлопните в ладоши те, кто любит каждый день ходить в школу?
-Хлопните те, кто каждый день в школе узнаёт новое и интересное?
-Хлопните те, кто не любит читать?
-Хлопните те, у кого сейчас отличное настроение?
Дети, давайте улыбнемся друг другу. И пусть у всех будет отличное настроение!
Молодцы.
Основная часть
Сегодня на электронную почту, мне пришло видео–письмо, для детей 1 класса. Дети, а вам интересно, посмотреть что содержится в этом письме? (ответы детей)
Ведущий: Для того чтоб просмотреть его, нужно ввести кодовое слово.
А чтоб его разгадать, вам надо потрудиться. Готовы ли вы с играть в игру-соревнование «Литературный ринг»? (ответы детей)
Ведущий. Что такое ринг? (ответы детей)
Я открою справочник и прочитаю вам, что же означает это слово (читаю)
Но соревноваться вы будете не в кулачном бою, а в литературных знаниях.
Ведущий: И так, вам надо определить тему нашего мероприятия.
Внимание на экран.
На экране видео К.И. Чуковский. (ответы детей)
Ведущий: Тема Литературного ринга «Произведения К.И Чуковского»
Перед вами карточки разных цветов. Прошу подойти девочек, затем мальчиков.
Ведущий: С обратной стороны карточки у вас написаны буквы.
Дети, у которых гласные буквы проходят за столы с названием «Знатоки», согласные буквы с названием «Мудрецы»
Ведущий: Сейчас каждой команде предстоит выбрать капитанов. (Звучит спокойная музыка, команды совещаются).
Ведущий: Приветствую Вас, на нашем Литературном ринге». Сегодня играют команды «Знатоки» и «Мудрецы». (Представление игроков команды капитанами и самого капитана игроком этой команды – 2-3 предложения).
Ведущий: Послушайте правила игры.
Ведущий задает вопрос. На обдумывание отводится время. Как только время заканчивается, дается звуковой сигнал. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет флажок. Если команда дала не правильный ответ, то право на ответ переходит к команде соперника. За каждый правильный ответ, и выполненное задание, команда получает подсказку для расшифровки кодового слова. Самые активные игроки, получат медали «Самый начитанный ученик». А вот, кто будет сегодня самым активным, мы узнаем в конце игры, за этим будет следить наше многоуважаемое жюри.
1 раунд-разминка «Вспомни сказку»
Ведущий: Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
1.Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»
2.Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»
3.И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»
4.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
5.Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей,
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
6.А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
2 раунд «Героический поступок»
Ведущий: Сказки К.И Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире. А также воспитывают способность сопереживать, сострадать
И так задание.
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил (на ватмане задание, команды соединяют маркером).
3 раунд «Кто есть кто»
Ведущий: С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Задание: Назовите название произведения и имена детей. Слушаем внимательно.
1.Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
Правильный ответ К.И Чуковского «Чудо-дерево» Маша, Зина, Нина)
Задание: Назовите название произведения и животных.
Ведущий: Прежде чем, мы приступим к следующему заданию, предлагаю провести разминку.
Внимание на экран.
(прошу одного ребенка прочитать пословицу)
«Кто много читает, тот много знает»
А теперь давайте все вместе прочитаем:
1. Спокойно;
2. Громко;
3. Тихо;
4. Со страхом;
5. Со злостью;
6. Грустно;
7. Весело.
4 раунд «Внимательный читатель»
Ведущий: Каждой команде дан текст, вам нужно внимательно прочитать текст и ответить на вопросы.
5 раунд «Краденное солнце»
Учёный, писатель, переводчик, К.И Чуковский написал для детей много стихов и сказок. А вот как хорошо вы знаете названия этих произведений, мы сейчас проверим.
Задание. Каждой команде нужно собрать солнце.
Перед вами лучи солнца, на которых написаны названия разных произведений, ваша задача выбрать лучи с названиями произведений К.И Чуковского. (Выполняют задания)
Физкультминутка «Солнышко лучистое»
Начинаем! Все готовы? Отвечаем - Все готовы!
Начинаем, все здоровы?! Я не слышу - Все здоровы!
Становитесь по порядку, на веселую зарядку.
Приготовились, начнем и все вместе подпоём!
Солнышко лучистое, любит скакать,
С облачка на облачко перелетать!
Вот так вот!
Все разрабатываем руки - нету места больше скуки!
Все разрабатываем плечи - чтоб походу было легче!
Все разрабатываем ноги - чтоб не уставать в дороге!
Все разрабатываем шею - что бы пелось веселее!
Солнышко лучистое любит скакать,
С облачка на облачко перелетать
Все вместе!
Так, приготовьтесь, сей момент, самый сложный элемент,
Надо пополам согнуться и руками земли коснуться!
Ну-ка, ноги не сгибать! Раз, два, три, четыре, пять!
Молодцы! Все постарались, разогнулись, отдышались.
Солнышко лучистое, любит скакать,
С облачка на облачко перелетать!
Вот так вот!
Прыгают, скачут все на свете, даже зайцы и медведи.
А жирафы и слоны скачут прямо до луны.
Кошки, белки, утки, свинки, все на утренней разминке
Всем прибавилось настроенья от такого пробужденья.
Солнышко лучистое, любит скакать,
С облачка на облачко перелетать!
С чувством полного удовлетворенья в заключенье упражненье,
Встали тихо на носочки, тянем руки что есть мочи!
Прям до неба дотянись, выдыхаем, руки вниз!
Поздравляем, все в порядке, молодцы! Конец зарядки!
Солнышко лучистое, любит скакать,
С облачка на облачко перелетать!
Все вместе!
ВСЁ!
Ведущий: Во время выполнения заданий, вы получали подсказки, для расшифровки кодового слова.
6 раунд «Волшебные примеры»
Решите примеры и расшифруйте слово. Каждой букве соответствует определенная цифра.
Вводим кодовое слово и смотрим видеописьмо «Книга – наш лучший друг».
Подведение итогов
Рефлексия «Озеро настроения»
Ведущий: Вот и подошел к концу наш литературный ринг. Хочу поблагодарить обе команды за участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки произведение К.И Чуковского. Предлагаю вам, поделиться своими впечатлениями.
Перед вами лилии трех цветов
Зеленый - если было интересно, и все задания выполняли легко.
Желтый - если было интересно, но испытывали некоторые затруднения при выполнении заданий.
Красный – было не интересно, задания выполнялись с трудом.
(игроки выбирают лилии и пускают их на воду, наблюдают как они раскрываются).
Команды благодарят друг друга за интересную игру.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
2. Ивич А. Воспитание поколений. – М.: «Детская литература», 1969. Корней Чуковский. Избранное.
3. Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. – М.: Советский писатель, 1966.
4. Чуковский К.И. Сказки, стихи, песенки. – М.: АСТ, 2012.