Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Библиографическое описание: Кривоногова Н.Н., Никитина Р.В. Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения // Современная начальная школа. 2020. № 4. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/04.pdf.
«Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». И. Гёте
Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу. В связи с этим в последние годы ведется работа над построением новой общеобразовательной модели начальной школы, ориентированной на раскрытие и развитие потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска. Вероятно, каждый человек может припомнить в своей жизни творческие минуты и часы, одухотворенные вдохновением. Нет сомнения в том, что творчество – это та волшебная шапка, под которой расцветает счастье.
Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, изобразительной деятельности, природоведения. Однако родной язык всегда был и остается таким учебным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает возможностями творческого обогащения.
Язык и речь выводят человека в разнообразные творческие области, являясь средством исследовательской деятельности, науки и конструирования, средством исполнительских искусств – вокального, театрального, декламации, ораторского искусства. Язык – средство литературного творчества – поэзии, прозы, журналистики. Причем речь имеет устную и письменную формы. Первая предполагает импровизацию, вторая поддается редактированию, совершенствованию. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, то есть акт творческий.
В развитии творческих способностей и личностного роста младших школьников необходима система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренных любой программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.
С первого класса начинаем формировать у школьников качества, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти и быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Предпосылки творческой деятельности школьников мы формируем на уроках обучения русскому языку, на уроках литературного чтения языковыми играми и различными конкурсами, викторинами; выступлениями учащихся на утренниках и на обычных уроках, так как эти выступления выходят за рамки повседневности и стандарта.
Например, играем в такие игры:
«Найди слово в слове»
Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар, рак).
Просто (топор, просо, спорт, спор, трос, пост, рост)
Или
«Кто больше?»
Написать слова, которые отличаются друг от друга одной гласной. (Дым – дом – дам, был – бил – бал, вол – вел – вал, лук – люк – лак, школа – шкала, сыр – сор – сер, меч – мяч).
На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово "лимон".
Г. Сапгир "Ли-мон":
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
- Лимон… -
Сразу станет кисло.
Две первые строчки легко и быстро запоминаются: "Что за ли? Что за мон?". Значит, в этом слове ошибок не будет.
Доскажи чистоговорку:
Ра-ра-ра – это снежная…. (гора)
Ре-ре-ре – веселимся на … (горе)
Ры-ры-ры – мы катаемся с ….(горы)
Ру-ру-ру – взобрались мы на … (гору)
Продолжи предложения:
Осенние листья летели по ветру, как…
Облака плыли по голубому небу, словно.
Струйки дождя стекали по оконному стеклу, как.
На уроках литературного чтения мы систематически предлагаем учащимся различные виды упражнений:
- иллюстрирование – графическое (придумай рисунок, нарисуй героя, сюжет и т.д.), словесные (придумай новые вопросы, расскажи о герое, опиши героя, опиши дом, замок и т.д.), музыкальное (попробуй спеть эту песенку, выбери музыку, соответствующую сказки и т.д.).
- рассказывание
· Рассказ от лица от одного из героев.
· Творческое продолжение (после прочтения сказки «Кукушка» я предложила детям продолжить её).
· Рассказ с изменением лица рассказчика – я/он.
· Перенесение места действий в необычную обстановку.
· С изменением сюжета по типу – А что было бы если…
· Рассказывание по аналогии с прочитанным с опорой на жизненный опыт.
- драматургия - чтение по ролям с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз; инсценировка.
И, конечно же, один из эффективных приемов развития творческих способностей детей – это сочинительство. С первого класса учимся писать сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий потенциал. Начинаем с таких упражнений:
Как ты проводишь день? Составь рассказ из глаголов (Встаю, заправляю…)
Какие водоемы есть в твоей местности? Составь о них несколько предложений.
Напиши, чем примечателен апрель для твоей местности. Используй приметы, пословицы.
Придумай и напиши рецепт овощного салата.
Какую книгу ты посоветуешь прочитать друзьям из своей личной библиотеки? Подготовь устный рассказ о ней по плану.
Подготовься письменно рассказать о своих зимних каникулах, передать впечатление, настроение.
Сочини рассказ. Начни его так: Однажды осенью я вышел на улицу и увидел…
Придумай продолжение сказки.
Придумай загадку про мороз, снег.
А летом дети, работая с читательским дневников, продолжают развивать творческие способности и личностный рост.
Предложенные задания носят не оценочный, а обучающий, развивающий характер. Поэтому основное внимание должно быть обращено на такие качества ребенка как внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Библиографический список
1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?- М., «Просвещение», 1986 г.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982 г.
3. Брудная Е.Д. Учитель.- М., «Политиздат», 1991 г.
4. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г.
5. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М., «Знание», 1980 г.
6. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М., «Просвещение», 1977 г.
8. Начальная школа 1991, 1995, 1997, 1998 г.
9. Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г.
10. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г.
Сведения об авторах
Кривоногова Наталья Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ № 81 им. Героя Советского Союза генерала Д.М.Карбышева, Россия, г. Ульяновск.
Никитина Римма Васильевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ № 81 им. Героя Советского Союза генерала Д.М.Карбышева, Россия, г. Ульяновск.