Публикации
2023-09-01 10:07 2020 (№ 3-16)

Чернова Н.В. ВИКТОРИНА «МОЯ СТРАНА – РОССИЯ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Библиографическое описание: Чернова Н.В. Викторина «Моя страна – Россия» для младших школьников // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

Гражданственность определяется как качество, принадлежащее истинному гражданину и проявляющееся в активной жизненной позиции, заключающееся в знании и применении своих свобод и прав, соблюдении своих обязанностей перед социумом, государством, заботе о развитии и благосостоянии государственных интересов. Гражданственность не формируется мгновенно, а важно постепенное ее формирование, в зависимости от развития личности.

Основным способом формирования гражданственности является воспитание. Данная точка зрения находит отражение в «Концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России», где основной принцип государства в сфере образования является воспитание гражданина и любви к родной стране.

Формирование гражданственности школьников через знание представлений о стране требует создания особых педагогических условий, включающие в себя возрастные особенности учащихся, разнообразные формы, методы, приёмы и средства организации воспитательного процесса. Исследуя проблему формирования гражданственности школьников на основе знаний родной стране, позволил установить, что младшие школьники проявляют активность в исследовании страны, которая требует надлежащего применения и творческого развития.

Работа по формированию отношения к Родине представляет собой проведение внеклассные занятия, уроки мужества, рисунки, сочинения, выставки, устные журналы, КТД, соревнования, игры, путешествия, экскурсий, проекты, а также активное участие в конкурсах, концертах и акция различных уровней. Для углубления знаний обучающихся о родной стране наиболее эффективной формой проведения является викторина. Для обучающихся предлагается проведение викторины «Моя страна – Россия», нацеленная на расширение и закрепление знаний о стране.

Викторина имеет практическую направленность, а также направлена на коллективную работу. Для проведения викторины ученики делятся на три команды, каждая команда выбирает себе название и капитана. Все задания команды получают в конвертах, на выполнение каждого задания дается 5 минут. Каждая команда должна иметь необходимые материалы: чистый лист для фиксации информации, ручку, цветные карандаши, линейку.

Задание «О каком государстве идет речь». Ученикам раздается конверт с буквами, где на обратной стороне представлены примеры, восстановив числовой ряд, появится слово-отгадка, по которому ученики поймут тематику викторины.



О

20-18=

И

10-5=

К

18-10=

Ф

7+4=

Е

8+6=

Ц

8+9=

Р

15-14=

С

3+1=

С

3+4=

Я

8+2=

Д

8+5=

А

18-2=

Я

0+19=

С

8-5=

Й

13-7=

А

17-8=

Е

23-11=

Р

9+6=

И

8+10=



Задание «Найди отличительные символы нашего государства». Ученикам предъявляются факты о России, из ряда предложений ученикам нужно найти те, которые относятся к символике нашей страны и назвать их.

1. Россия – единственное государство, территория которого омывается двенадцатью морями.

2. В культурной столице России Санкт-Петербурге 2000 библиотек, 221 музей, 100 концертных организаций, больше 80 театров, 80 клубов и домов культуры, 62 кинотеатра, 45 картинных галерей.

3. 22 августа 1994 году был учрежден официальный праздник – День флага России, который отмечается ежегодно.

4. Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

5. Один из самых сложных и многогранных в мире. На нем изъясняется огромное количество людей практически во всех уголках нашей планеты.

6. Слушать его принято стоя, мужчинам необходимо снимать головной убор.



Филворд «Российская символика»

К

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т

Р

П

Ф

Л

А

Г

М

О

Р

Е

Ф

С

Т

О

Л

И

Ц

А

Ь

У

З

Б

Е

Г

Г

Е

Р

Б

Й

Ц

Г

И

Н

С

О

Г

О

Р

Ы

Г

И

Ы

О

Р

У

С

С

К

И

Й

М

Ч

Б

У

Л

Е

К

Ы

З

Я

Н

Ь

Т

А

Н

Ш

Д

Ф

С

К



Задание «Какую площадь имеет Россия» имеет практическую направленность. В данном задании ученикам предлагается политическая карта Евразии (карта представлена в масштабе). Ученикам с помощью линейки нужно измерить расстояние нашей страны, тем самым узнать на практической деятельности площадь страны.

Задание «Расположите правильно слова гимна». Перед учениками лежат слова гимна в разрезанном хаотичном порядке, задача учеников вспомнить гимн и соединить его в правильном порядке.

3. Могучая воля, великая слава –

1. Россия - священная наша держава,

2. Россия - любимая наша страна.

4. Твое достоянье на все времена!

5. Славься, Отечество наше свободное,

8. Славься, страна! Мы гордимся тобой!

9. Братских народов союз вековой,

7. Предками данная мудрость народная!

Задание «Найдите пословицы об отношении к родине». Задание помогает ученикам понять ценность Родины, увидеть значимость.

Доброе дело два века живет. Вешний дождь растит, осенний гноит. Жизнь дана на добрые дела. Нет в мире краше Родины нашей. Делай добро и жди добра. Родина – мать, умей за неё постоять. Родина краше солнца, дороже золота. Человек без Родины, что соловей без песни. Доброе слово человеку - что дождь в засуху. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Без любви к человеку нет любви к Родине. Кто Родиной торгует, того кара не минует. Осень - перемен восемь. Нет в мире краше Родины нашей. Вешний дождь растит, осенний гноит. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Задание «Конституция Российской Федерации». По статьям Конституции определить права и обязанности детей. Задание направлено на знакомство не только с Конституцией, но и учащиеся получают возможность изучить свои права.

п.1 ст. 20 Конституции РФ - право на жизнь.

п.1 ст 29 Конституции РФ – право на свободу.

п.1 ст. 41 Конституции РФ – право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

ст. 54, п. 2 Конституции РФ – право на воспитание в семье.

п.п. 1, 23 ст. 43 Конституции РФ - право на образование.

Ст. 40 п. 1 Конституции РФ – право на жилище.

Библиографический список

1. Бывшева М.В. Формирование у детей ценностного отношения к малой родине в контексте преемственности дошкольного и начального образования // Педагогическое образование в России. 2015. №4. С. 57-63.

2. Касьяненко А.А. Методическая разработка «Интерективные упражнения для формирования гражданской компетенции» // Классный руководитель. 2017. №2. С. 30-41.

3. Махина Н.С. Основные этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. №9. С. 23-28.

Сведения об авторе

Чернова Наталья Викторовна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 66" г. о. Тольятти, Россия, г. Тольятти.