Публикации
2023-09-26 12:41 2021 (№ 17-31)

Белякова О.И. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Белякова О.И. Технология организации групповой работы в начальной школе // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Введение

Тема, над которой я работаю вот уже несколько лет: «Технология организации групповой работы в начальной школе».

Главной целью моей педагогической деятельности является развитие личности ученика.

Несколько лет Методическое Объединение нашей школы работало над темой: «Групповая работа в начальной школе». Тема эта очень актуальна в нашем учебном современном процессе. Я стала читать соответствующую литературу, изучать журнальные статьи педагогов - новаторов, новые технологии обучения. Выступила с докладом на Методическом Объединении учителей начальных классов, провела открытое внеклассное занятие, гостями которого стали не только учителя, но и учителя города, а также и управление образования, дала несколько открытых уроков по разным предметам, посетила ряд открытых уроков своих коллег, с целью обмена опытом.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Актуальность выбранной темы.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, о также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В структуре общеучебной компетентности младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Как и любая другая компетентность, она не может формироваться вне деятельности. Учитель формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталон коммуникативных умений, организовывая взаимодействие учеников друг с другом. С этой целью большое внимание уделяется одному из способов коллективного взаимодействия – работа в группах, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Методы и идеи обучения в сотрудничестве.

Идеи и методы специфики обучения в сотрудничестве использовались в практике образования довольно давно. Чем же меня привлекло обучение в сотрудничестве? Ответ на этот вопрос следует из выявленной специфики общения младшего школьника со сверстниками по сравнению с общением со взрослым. Дело в том, что способы деятельности, которые ребенок постигает со взрослым, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей. Детская группа влияет на развитие личности ребенка не самим фактом объединения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. В самом деле, независимо от предмета обучение в классе может быть построено таким образом, что ученики: а) соревнуются друг с другом за право называться лучшими; б) приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна; в) работают, объединившись в небольшие группы.

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Основная цель групповой работы - развитие мышления учащихся. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т. е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Основными задачами своей работы считаю:

- развитие познавательного интереса;

- создание благоприятных условий для учебного самоопределения;

- формирование навыков организаторской работы;

- формирование рефлексивных способностей;

- воспитание коллективизм, взаимоуважения, дисциплинированности;

Новизна данного опыта работы:

- поэтапное освоение групповой работы;

- правила работы в группе;

- новые приемы работы в группе;

- механизм оценивания в группе;

- влияние групповой работы на развитие коммуникативных навыков.

Цель данной работы - обобщить опыт организации обучения в сотрудничестве на уроках в начальной школе, а также представить свои наработки.

Введение.

Актуальность темы

Основным видом деятельности детей 6-7 лет является игровая, которая предполагает наличие партнеров по игре, т.е. общение со сверстниками. Это создает хорошие условия для развития творческих способностей ребенка, умения отстаивать свое мнение, формирования самооценки.

Ребенок приходит в школу с радостью. Ему нравится все новое. Но что же происходит в школе? Учеников рассаживают за парты. На уроке запрещено разговаривать друг с другом, помощь одноклассника на уроке называется подсказкой. Следовательно, дети лишаются возможности общаться, необходимого для нормального развития. Они учатся рядом, но не сотрудничают друг с другом. Посредником между ними является учитель.

Большие изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, по моему мнению, требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Обществу нужен человек, не только обладающий определенными знаниями, умениями и навыками, но и умеющий быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

В современных условиях жизни нельзя ограничиваться только технологией классно-урочной системы. Происходящие изменения в общественной жизни требуют поиска новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. По моему мнению, упор необходимо делать на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и умело планировать действия. Парная и групповая работа вырастает из общей потребности к активному общению между ребятами, необходимой для выработки и принятия решения, и в большей степени помогает активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Секрет успешности ученика – развитие коммуникативных универсальных действий.

Цель групповой работы: повысить активность каждого обучающегося в процессе

усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1. Активизировать работу обучающихся в познавательной деятельности.

2. Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности: выбирать оптимальный путь для решения поставленной задачи, уметь предусмотреть последствия своего выбора,

объективно оценить его.

3. Развивать умение успешного общения (умение слушать и слышать друг друга,

выстраивать диалог, задавать вопросы участникам групповой работы и т.д.).

4. Совершенствовать отношения между членами классного коллектива.

В процессе работы я планирую дать каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут сами включиться в общую работу класса, возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в работе с одноклассниками, опыт выполнения совместной работы, которая составляет основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

При этом у меня появляется возможность заинтересовать детей в содержании обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

Технология организации групповой работы.

Понятие групповой работы.

Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы от четырех до восьми человек для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике, и, наконец, представить найденный совместный результат.

Конечно же, несерьезно считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся можно назвать групповой формой организации работы. По моему мнению, для этого должны выполняться определенные условия:

· на данном уроке класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, лучше, если учащиеся сами распределяются по группам в зависимости от своих симпатий и поставленной перед ними задачи;

· состав группы не может быть неизменным, он должен быть таким, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы;

· каждая группа получает задание или выбирает его самостоятельно из числа заданий, предложенных учителем, и выполняет его сообща под руководством коллективно выбранного лидера группы;

· учитывается и оценивается вклад в выполнение задания каждого члена группы.

Все этапы групповой работы: формулирование собственного мнения, слушание чужих точек зрения, критическая оценка высказываний ребят, групповая дискуссия по нахождению общего решения, представление работы групп, рефлексия способов групповой работы – требуют, чтобы им специально учили.

Используя групповую работу на уроках, я убедилась:

· снижается количество ошибок;

· увеличивается объем и глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

· меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; дети становятся более дружелюбными и менее агрессивными;

· сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

· растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

· учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: такт, откровенность, умение строить свое поведение с учетом мнения других людей.

Принципы групповой работы.

Для успешного проведения групповой работы необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Задания для групповой работы должны быть подобраны так, чтобы была необходимость совместного поиска решения.

3. Умелое распределение ролей между участниками группы.

4. Организация общения как в группе, так и между группами.

5. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности, т.е. умение показать учащимися конечные результаты работы.

Общие моменты организации групповой работы.

При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения у детей еще не было, потому этому надо учить с той же тщательностью, что и другим видам работ.

Вводя новую форму сотрудничества, я объясняю детям особенности этой работы. Иногда самой приходится становиться членом то одной, то другой группы. Со временем у ребят вырабатывается свой стиль работы. Необходимо по окончании работы указать детям на их ошибки, помочь разобраться в них. Оценивая общую работу группы, никогда не даю ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Следующий момент, который требует особого внимания, - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Я заметила, что любой, даже самый слабый ученик стремится не к более сильному, а более терпеливому и доброжелательному. Я соединяю в группы так, чтобы в ней были ученики разного уровня. Если соединить детей по их желанию, то появляется опасность подбора группы одного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе.

Чтобы группы срабатывались, им нужно минимум 5-6 занятий. Потом членов группы следует поменять, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Для парной работы я использую обычные ряды, для групповой же работы парты ставлю так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости членов групп.

Для себя я определила 4 «нельзя» при организации работы в группах

1. Нельзя создавать пару из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

2. Нельзя принуждать детей к общей работе, если по каким бы то ни было причинам они отказываются сегодня работать вместе (завтра стоит им предложить снова сесть вместе). При этом поощряю всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь.

3. Нельзя требовать абсолютной тишины: во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, выражать свое отношение к работе товарища.

4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Этапы обучения работе в группе.

1 этап.

Обучению работе в группах я начинаю с первого класса. В это время закладываются навыки взаимопонимания.

В 1 классе на групповую работу я отвожу немного времени. Моя цель– создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяю развитию мелкой моторики, умению вступать в общение, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности. Например, работа на карточках или на больших листах бумаги. Одну минуту пишем элементы букв, одну минуту смотрим: что получилось? Я даю задание:«Подчеркни свой самый красивый элемент. Загляни к соседу и похвали его». Пишем еще две минуты. Снова задание: «Найдите самый красивый элемент у соседа». Поначалу дети чаще останавливаются на своей работе. Тогда спрашиваю: «А какие элементы лучше удались вашему соседу?» Тут отправляются на поиски и самые осторожные. Главное, создать ситуацию успеха, вовремя похвалить ребенка.

2 этап.

Со временем работу в парах необходимо усложнять. Ученики проверяют друг у друга задания, выясняют, почему его нужно выполнить так, а не иначе, можно доверить разобраться в новом (несложном) материале, закрепить его, повторить ранее изученное. Дети выступают то в роли учителя, то в роли ученика. Все учат каждого, и каждый учит всех по очереди до полного овладения материалом. При этом моей основной задачей является: научить малышей внимательно слушать соседа, считаться с его мнением, быть терпимыми друг к другу, к неудачам товарищей, а также объяснять так, чтобы тебя поняли и услышали; уметь задавать вопросы по прочитанному, записывать под диктовку в парах, учиться выделять главное, объективно оценивать свою работу.

В основном на этом этапе я использую работу в парах постоянного состава.

Сначала я сама объясняю парам, каким образом они должны работать. Позже пары выбирают тот вариант, который им удобнее.

Со второй четверти начинаю первые попытки дифференциации. Выявляю читающих детей и ребят с хорошими навыками письма, счета. На этом этапе появляется необходимость пересадить детей «слабых» к более «сильным», которые будут выполнять роль консультантов.

3 этап.

Постепенно работа в парах переходит в групповую работу. Вводя новую форму работы, мы вместе с детьми устанавливаем подходящие для работы группы правила. Их должно быть немного, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:

1. Участвуя в работе группы, говори по делу.

2. Четко высказывай свое мнение или предполагаемый способ решения.

3. Умей слушать других.

4. Говори спокойно и ясно, даже если ты не согласен с мнением других.

5. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься.

6. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

7. Будь доброжелателен к товарищам.

Вводя новую форму работы, я даю образец сотрудничества, акцентируя на том или ином моменте взаимодействия. Я внимательно наблюдаю за работой групп и выделяю наиболее удачные, и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Группа, работающая лучше всех, демонстрирует свой стиль работы классу, остальные дети должны рассказать, что им понравилось в их работе. Мои замечания помогают детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. При этом мы выявляем ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

По моему мнению, рефлексия возникает после анализа работы в группах, поэтому для накопления опыта работы в группах ребят надо провоцировать на споры, конфликты, но одновременно надо учить спорить и выходить из конфликтных ситуаций. Только тогда групповая работа дает свой эффект.

Как правило так называемые «слабые» дети крепнут, становятся более уверенными в себе и появляется возможность перераспределение ролей между детьми. Обмен ролями нацелен на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Способы создания учебных групп.

Разделить класс на группы…. Казалось бы, это малозначащий момент. Однако дело обстоит не так. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Этот способ эффективен лишь в том случае, если дети только учатся работать в группе, и важен не результат, а процесс.

Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Иногда в силу стойкого противостояния участников друг другу будет правильно несколько изменить состав такой «случайной группы». В целом этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.

По выбору лидера.

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо выбираться учащимися. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии не имеют никакого значения.

По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы сам, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

Применяя эти способы на практике, я пришла к выводу, что для работы в группах наиболее эффективны два последних. Причем способ по выбору «лидера» лучше всего осуществлять в четвертом классе, когда дети уже освоили правила групповой работы, умеют согласовывать свои действия в группе, независимо от роли, которую ему отведет «лидер».

Комплектование групп я провожу по-разному, в зависимости от целей и задач урока.

· Единая работа, при которой все группы выполняют одно и то же задание (урок «открытия» нового знания)

· дифференцированная работа, при которой разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всего класса темы (урок-обобщение)

Оптимальная величина группы – 4-8 учащихся. Независимо от способа комплектования я формирую группы из 5-6 человек. Каждый получает свою роль. Например,

1. консультант – отвечает за работу группы в целом

2. докладчик – выступает перед классом с решением группы

3. секретарь – ведет запись идей в группе

4. критик – высказывает противоположное мнение

5. оценщик – контролирует, все ли поняли принятое решение

При этом все члены группы должны побывать в каждой из перечисленных ролей.

В зависимости от целей и задач урока работу в группе я могу распределить по-другому:

· Для группы даю одно общее задание, где каждый член группы делает свою часть работы. (Урок «Творческая мастерская», изготовление поделок на уроках технологии)

· Даю задание, которое последовательно выполняет каждый участник группы. (отработка орфограмм, вычислительных навыков)

· Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными. (Работа с текстом на уроках чтения и окружающего мира)

Этапы в организации групповой работы.

Групповую работу я организую поэтапно.

Первый этап

Каждый участник группы выдвигает свои версии, излагает свою позицию. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные предложения, они фиксируются для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.

Второй этап

Обсуждение высказанных мнений. Сначала фиксируются все существующие мнения (выделив на это некоторое конкретное время), а затем обсуждаются. При этом участники должны уметь слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие...

Третий этап

Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Четвертый этап

Обсуждение итогов работы групп. Группа выдвигает докладчика, который рассказывает о результатах общей работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

В зависимости от целей групповой работы дальнейшее обсуждение может протекать по-разному.

Если мне важно, чтобы был выбран правильный результат, то я подвожу их к выработке критериев оценки результата: «Посмотрите на предложенные варианты. Какой лично вам нравится больше? А чем он отличается от остальных? Что же для вас было самым главным при выборе правильного варианта? Как вы теперь представляете себе самый лучший вариант? Каким требованиям он должен соответствовать?» Таким образом, ученики могут выйти на самостоятельное формулирование правила, критериев оценки, оптимального способа учебного действия.

Если мне важно показать, что решения могут быть разными, я задаю ученикам другие вопросы: «Почему результаты оказались разными? Что было важно для первой, второй и других групп? А какие еще могли бы быть варианты?»

Пятый этап

Обсуждение процесса работы. Я задаю вопросы ученикам: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?»

Таким образом, по моему мнению, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать в группе.

Принципы выбора заданий при групповой работе, требования к учебному материалу.

Чтобы научить детей взаимодействию и сотрудничеству, по моему мнению, следует обратить внимание на выбор заданий для групповой работы.

· задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала наилучшие результаты, чем мог бы получить каждый из ее участников, работая один.

· целесообразно использовать задания, которые требуют большого объема работы;

· задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

· задания на развитие творческого мышления, где требуется объединить максимальное количество оригинальных идей (выполнению этой задачи весьма способствует обмен мнениями между несколькими людьми);

· задания, требующие принятия решений непосредственно касающихся будущей деятельности группы.

· задания должны быть интересны детям.

· Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

· Задания должны способствовать возникновению разных мнений и являться основой для обсуждения. Другими словами, задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

· Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные учащиеся в рамках одной группы. Важно, чтобы каждая группа восприняла взаимосвязь своего задания с заданиями остальных групп класса. Это легче уловить при повторении пройденного материала.

· Задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опыта ученика, информации, почерпнутой из различных источников.

Заключение.

Работа с использованием на уроках групповой работы убедила меня в том, что:

1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться со сверстниками. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2. Ребята с увлечением занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Но не нужно предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение пользоваться им на практике. Таким образом я облегчаю работу детям не только в классе, но и при выполнении домашнего задания.

5. При подготовке к занятию учитываю уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не даю не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать.

Библиографический список.

1. Перепелица И.В., Куксгаузен И.И. Метод коллективного обучения при работе по образовательной системе «Школа 2100». //Начальная школа плюс до и после. №11, 2003.

2. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности. //Психологическая наука и образование. №3, 1996.

3. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига: «Эксперимент», 1997.

4. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: «Пеленг», 1993.

5. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. //Начальная школа плюс до и после. №6, 2004.

6. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. //Начальная школа плюс до и после. №2, 2003.